Постановление «О предоставлении из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в Симферополь и в обратном направлении» российское правительство приняло в мае 2014 года. Тогда Бурятия в список «льготников» не вошла. Год спустя в документ внесли изменения: в перечень субсидированных маршрутов включили еще 20 населённых пунктов, в том числе и Улан-Удэ.
Предельная величина специального тарифа в направлении «Улан-Удэ – Симферополь» составила 8875 рублей, а размер субсидии на пассажира в одном направлении – 7100 рублей. А вот в Иркутской области стоимость «льготных» билетов оказалась немного ниже – 6800 рублей (при предельной величине в 8500).
Как сообщила тогда «Российская газета», авиакомпании, которые получают субсидии, обязаны отдавать 30% мест в салоне эконом-класса для льготных пассажиров. Если же билеты не выкупят по госцене, то за сутки до вылета у перевозчика есть право пустить их в свободную продажу. Однако ещё до начала продаж эксперты отмечали, что билетов на всех желающих, скорее всего, не хватит. И в самом деле, улан-удэнцы раскупили их буквально за несколько дней. А в 2014 году, когда перевозки из Улан-Удэ в Симферополь ещё не осуществлялись, большинство жителей Бурятии и вовсе остались без льготных авиабилетов: их опередили иркутяне. Желающим отдохнуть на полуострове пришлось платить за полную стоимость перелёта. А это более 30 тысяч рублей в один конец.
Право на льготы
Как передаёт «Коммерсантъ», в этом году программа субсидирования расширится: скидки для полётов на Крымский полуостров получат ещё 14 городов – Анапа, Брянск, Бугульма, Владикавказ, Волгоград, Ижевск, Кострома, Махачкала, Нальчик, Пенза, Саратов, Череповец, Чита и Ярославль. Таким образом, их число возрастёт с 43 до 57. По трём направлениям – из Белгорода, Нижнего Новгорода и Самары – предельная величина тарифа увеличится с 2,5 до 3,4 тысяч рублей, а размер субсидии на пассажира в один конец – на 700 рублей. Дешевле всего путешествие в Крым обойдётся жителям Анапы (1850 рублей), а вот за перелёт из Магадана придётся заплатить 12,5 тысяч рублей.
В большинстве же регионов, в том числе и в Бурятии, размер субсидий в пересчёте на пассажира останется на уровне 2015 года. Однако если раньше приобрети дешёвые билеты могли все желающие, то в этом году такое право получат лишь социально незащищённые категории. К ним относятся ветераны, малоимущие граждане, многодетные и неполные семьи, а также семьи, потерявшие кормильца. Кроме того, льготы распространяются на школьников и студентов (до 23 лет), пенсионеров (женщины от 55 лет и мужчины в старше 60-ти), людей любого возраста с инвалидностью первой группы (вместе с сопровождающими) и инвалидов детства II и III группы.
Разработанная в Минтрансе программа субсидирования призвана повысить эффективность расходования господдержки за счёт сокращения категорий льготников, отмечает «Коммерсантъ». При этом срок её действия продлят на два месяца: полёты на полуостров будут осуществляться с мая по ноябрь включительно (в 2015 году – с 1 июня по 31 октября).
«Неопределённый статус»
В 2015 году субсидиями перевозок в Симферополь воспользовались более 172 тысяч человек. Было продано 177,5 тысяч билетов. Рейсы в Симферополь выполняли восемь авиакомпаний – «Аэрофлот», «Оренбургские авиалинии», «Икар», АЛРОСА, «Уральские авиалинии», «Ямал», Red Wings и S7. Общий размер дотаций из федерального бюджета составил 612 миллионов рублей.
Крупные перевозчики подтверждают интерес к участию в программе. Но в небольших авиакомпаниях говорят о юридических рисках полётов в Крым. Причина – его «неопределённый» статус. Речь идёт о непризнании рядом стран перехода полуострова под российскую юрисдикцию, подчёркивает «Коммерсантъ».
- При полётах в Европу у местных регуляторов могут возникнуть претензии к российским компаниям на основании штрафов, выставляемых Украиной за полёты в Крым. Это особенно рискованно при наличии самолётов в собственности авиакомпании, – сообщил источник издания.
По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, опыт предыдущего сезона показал, что спрос на полёты в Симферополь находится «буквально на ажиотажном уровне». В значительном количестве случаев высокая загрузка рейсов обеспечивает их коммерческую эффективность, а социальная направленность субсидий подразумевает поддержку наименее защищённых слоёв населения без увеличения бюджета программы. Эксперт отметил, что её условия вполне можно расширить – если регионы будут готовы её софинансировать.
По данным СМИ, продажи льготных билетов на полуостров в российских регионах начнутся в апреле.