Ежегодно в мире туберкулез поражает 9 миллионов человек, из них около 1,5 миллионов умирает. В 2014 году, впервые за 20 лет, Бурятия «ушла» с эпидемиологического порога, который в республике «перешагнули» в 1994 году. Тогда регистрировалось 158 случаев на 100 тысяч населения. В 1997 году показатель достиг уже 212 случаев. Сегодня определенные позитивные сдвиги есть, но эпидемиологическая ситуация в регионе, по словам начальника отделения медпомощи взрослому населению Минздрава Бурятии Натальи Логиной, все-таки остаётся напряжённой.
- За последние 10 лет динамика смертности показывает устойчивую тенденцию к снижению. В 2015 году она составила 8,6 случаев на 100 тысяч человек. Уровень заболеваемости по сравнению с 2014-м снизился на 5%, – рассказала Наталья Логина.
Специалисты отмечают: снижения заболеваемости удалось достичь благодаря профилактическим мероприятиям. В их числе – флюорографическое обследование и туберкулинодиагностика.
- Всё это позволило выявить заболевание на ранней стадии у 578 человек – это более 66 % от всех впервые зарегистрированных больных туберкулёзом на территории Бурятии в 2015 году, – отмечают в Минздраве.
Сегодня республика занимает 13-ое место по заболеваемости туберкулёзом в России и 6-ое – в Сибири. Всего в прошлом году им заразилось 866 человек, из них 48 – дети.
«Открывают» дорогу палочкам Коха снижение иммунитета, стрессы, порождённые экономической нестабильностью. Кроме того, появляются новые разновидности болезни, устойчивые к лекарствам. Еще одной причиной является ненадлежащее лечение. Часто в этом виноваты сами пациенты, ведущие асоциальный образ жизни: они не хотят лечиться, прерывают курс терапии. Большинство больных туберкулёзом – представители социально незащищённых слоёв населения. В прошлом году лишь 15 % инфицированных имели достаточный доход. Поместить заразившегося человека в медучреждение можно только по решению суда. Но заставить его лечиться никто не может – в России нет соответствующего закона. И потому спустя несколько дней большинство больных просто покидают диспансер.
- Никакого механизма государством не выработано: больного могут привезти, а нас следующий день он уходит. В настоящее время в Минздраве обсуждается вопрос о принудительном лечении таких людей в закрытых учреждениях, – рассказал главный врач Республиканского клинического противотуберкулёзного диспансера Антон Зарбуев.