Авто
15983
2

Авторынок Улан-Удэ: обман и кризис

Вся правда о былых заработках улан-удэнских перегонщиков

Фото Александра Гармаева

Весной в столице Бурятии всегда росли продажи автомобилей. Но экономический кризис и высокие ставки таможенных пошлин сделали свое дело.

Крупнейший в нашем городе «Авторынок на Приречной» сегодня практически обезлюдел. И если год назад в день сюда заезжало по несколько сот машин, то сегодня не больше сотни. Да и то лишь в выходные дни.

Одни перекупщики

- Более-менее продажным днем сегодня можно назвать только субботу. Самый же безлюдный - среда. В выходные дни стоимость заезда на авторынок составляет 200 рублей, в будни – 70. Но многие загоняют машину вечером в пятницу, чтобы в субботу не платить по тарифу выходного дня, - рассказывают продавцы машин «Авторынка на Приречной».

В прошедшем году попрощались со своим бизнесом десятки перекупщиков. Сегодня вдоль выставленных на продажу авто слоняются лишь сами продавцы. Они ведут нешуточную борьбу за каждого заглянувшего на рынок редкого покупателя. Оценить спрос на подержанные автомобили можно прямо здесь, заглянув в павильоны автостраховых компаний, которые регистрируют договоры купли-продажи. Всего их здесь 18, раньше было значительно больше.

- В будний день будет хорошо, если у нас вообще состоятся 1 - 2 сделки по договорам купли-продажи. В субботу бывает 5 - 6 сделок, но и то если повезет. В основном покупают автомобили стоимостью до 300 тысяч рублей. Мы уже с ностальгией вспоминаем докризисные времена, когда в день регистрировали по 20 сделок. Сегодня работаем практически на себестоимости, - уныло констатируют в одном из таких павильонов.

Кредиты не дают

Относительно хорошим месяцем нынешнего года выдался январь, да и то всплеск продаж был связан с возросшим курсом на иностранную валюту. Но и он не идет ни в какое сравнение с декабрем 2014 года. Тогда из-за резко подскочившего курса доллара и евро автомобили уходили как «горячие пирожки». Спросим мнение нескольких автопродавцов:

- Сегодня банки не дают кредиты на большие суммы. Люди и так закредитованы. Если кому и удастся взять деньги в банке, то только за бешеные проценты. Конечно, молодежь хочет купить подержанное авто, но, как правило, кредиты им не дают. Перекупщики живут на обмене старого авто на более новое, на разнице и зарабатывают. Прямых продаж практически не стало.

- Конечно, не у всех сегодня проблемы с деньгами. Но те, у кого есть наличность, стремятся приобрести автомобиль в автосалоне. Нынешний год, скорее всего, станет хуже прошлого. Ведь на носу апрель, а былого роста на «вторичке» так и не произошло.

- Я зарабатываю в этой сфере более 10 лет. И в марте всегда было больше клиентов. Скорее всего, такая же картина будет в апреле, а в мае продажи резко падают. Наш народ суеверный, считается, что май плохой месяц для приобретений, свадеб и начала строительства. А прогнозировать, что будет летом, сегодня не возьмутся и бывалые продавцы авто. Ведь рубль непредсказуемая валюта, все зависит от политики наших властей и санкций.

Прощание с «японцами»

При сегодняшнем курсе валют смысла привозить машину из Владивостока нет. К примеру, подержанная «Тойота Филдер» 2005 года выпуска после «растаможки» будет стоить не дешевле 750 тысяч рублей. На эти деньги можно приобрести новый автомобиль того же класса в автосалоне.

- Последние «беспробежные» японские машины с Дальнего Востока заезжали на авторынок в декабре прошлого года. И это несмотря на то, что в Японии продавцы авто снижали цены в иенах. Однако «растаможка» происходит в евро. Если в Японии хороший подержанный автомобиль в среднем классе можно купить за 70 тысяч рублей, то с учетом перегона сумма превысит 100 тысяч. С «растаможкой» цена перевалит за полмиллиона, - объясняют перекупщики. - Кроме того, в последние годы российские власти не оставляют надежду запретить праворульные автомобили. Поэтому сегодня молодежь предпочитает купить леворульную машину, чтобы потом не возникло проблем с постановкой на учет и регистрацией в ГИБДД.

Напомним, что с 2008 года власти России развернули масштабную войну с праворульными автомобилями из Японии. Но желание депутатов Госдумы запретить их эксплуатацию вызвало бурную реакцию общественности. Попытка тогда сорвалась. И все равно постепенно государство все больше усложняет порядок регистрации ввозимых из Японии авто и неуклонно повышает ставку таможенных пошлин. В результате машины с правым рулем уже не пользуются былой популярностью, как в 90-е и начале 2000-х годов.

avtorynok2

Бизнес на обмане

Из-за кризиса население стало отказываться от услуг перекупщиков с «Авторынка на Приречной». Ведь приобрести подержанное авто можно без посредников на автомобильных интернет-порталах Drom, Avito, Auto.Mail и т.д. К тому же бизнес в этой сфере всегда делался на наивности и незнании клиента. Об этом «Информ Полису» на условиях анонимности рассказал бывший «перекуп» с Приречной.

- Сегодня все мои знакомые уже ушли с авторынка. Кризис и высокие курсы валют привели к тому, что ездить за машинами на Дальний Восток стало невыгодно. В этих условиях работать относительно честно стало совсем туго. Дело доходило до того, что перекупщики перепродавали одну машину друг другу по нескольку раз, – рассказывает бывший «перекуп».

По его словам, честным в этой профессии оставаться сложно. Ведь главное правило рынка - купить дешевле, а продать дороже. И разницы нет, в каком техническом состоянии находится автомобиль и кто станет его покупателем.

- В этом бизнесе все построено по принципу - с каждой продажи должна быть личная выгода или не обманешь - не проживешь. А если нет прибыли, тогда зачем ты вышел на рынок? В минус себе работать никто не будет, ведь над тобой все будут смеяться, - рассказывает мужчина.

Отдельного внимания заслуживает и перегон автомобилей из Владивостока. По словам бывшего перегонщика, по большому счету нет разницы, кому ты гонишь машину, родственникам или незнакомым людям.

- Тебе дали определенную сумму на покупку, плюс плату за услуги, командировочные и расходные материалы: масло, бензин и т.д. Например, на покупку дали 350 тысяч рублей, но приобретаешь авто не дороже 300. А может, еще дешевле на рынке битых авто в Уссурийске. То же касается и покупки через аукцион непосредственно из Японии. Ведь подделать бумаги для покупателя не так уж и сложно. В перегоне заливаешь только дешевый бензин и масла. Главное по приезде - доказать, что машина была куплена дороже, чем ты на нее потратил, - рассказывает экс-«перекуп».

Частенько перегоном авто, по его словам, занимались и сотрудники правоохранительных органов республики. Однако утверждать, что машина предназначалась на продажу, сегодня никто не станет. Данную схему прикрыли после известного скандала и уголовного дела несколько лет назад в руководстве ГИБДД.

Маршрут на запад

Все это, а также стремление сэкономить толкает жителей Бурятии на поездки за авто на запад. Ну а самым интересным и в то же время познавательным маршрутом стала Москва. Но из-за более долгого маршрута возросла и стоимость услуг перегонщиков. Поэтому население активно осваивает самостоятельные поездки до столицы.

- Я пригоняю уже третью машину из Москвы. Недавно пригнал «Субару Легаси», на которую сам накопил, до этого пригонял «Лексус» и «Авенсис». Вообще это как небольшое приключение, да и на страну посмотреть можно. Дороги на западе хорошие, страна одна и проблем в плане взаимопонимания не возникает. На московских авторынках для меня все понятно, а предложение там превышает спрос, поэтому цену можно значительно уронить, - рассказывает улан-удэнец Артур.

По словам молодого человека, от того, что он пригнал машину сам, сэкономил порядка 50 тысяч рублей. Заодно и время провел с пользой и интересом для себя.

- Провел в дороге четыре дня. Есть что вспомнить. К тому же, когда покупаешь автомобиль сам, знаешь, что ты его выбрал, и винить потом некого. Перед тем как ехать за машиной, заходил на наш авторынок, был и в Иркутске. Но что у нас, что в Иркутске выбора практически нет. Одно старье. Во Владивосток же ведет одна дорога, которая еще хуже, чем у нас, - считает Артур.

Автор: Владимир Жапов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях