8 апреля в Театре оперы и балета выступил оркестр Мариинского театра, которым дирижировал Валерий Гергиев. Начало концерта, намеченное на половину седьмого вечера, немного затянулось из-за репетиции музыкантов. А непосредственно перед выходом на сцену Валерий Гергиев уделил несколько минут общению с журналистами.
- Я очень рад, что мы впервые в истории, не только моей, а, по-моему, даже в истории Мариинского театра, крупным полноценным составом оркестра приехали к вам в город. Мы были в Иркутске и в Томске по пять раз, и каждый раз, когда мы там выступали, конечно, думали о том, что ваш город совсем рядом, но переплывать Байкал побоялись, особенно в декабре. Промчаться по льду тоже не получилось, - пошутил в начале пресс-конференции дирижер.
О певце Ариунбаатаре
Участие в концерте принял монгольский оперный певец Ариунбаатар Ганбаатар, уже несколько лет выступающий на подмостках нашего театра. Он исполнил три вокальных партии: арию Елецкого из «Пиковой дамы», Фигаро из «Севильского цирюльника» и Ди Луна из «Трубадура». Последнюю партию он вместе с оркестром Мариинки исполнял впервые.
Во время пресс-конференции Гаанбаатар, получивший гран-при на конкурсе Чайковского из рук Гергиева, удостоился лестной оценки от маэстро.
- Сегодня он один из солистов нашего концерта, я бы назвал его главным солистом. Этот человек недавно представлял на конкурсе Чайковского и свою страну Монголию, и театр Улан-Удэ. Это я давал ему гран-при, давал ему аванс за обаяние его голоса и за его стать. Очень, надо сказать, эффектное появление перед оркестром. И вот мы совсем недавно увидели его в спектакле «Тоска» в Мариинском театре, теперь мы от него многого ждем, - рассказал Гергиев.
Он отметил, что в свое время помог многим выдающимся певцам встать на ноги.
- Надеюсь, что он будет одним из заметных и ярких представителей довольно большого списка, который включает в себя имена вам хорошо известных и Ольги Бородиной, и Владимира Галузина, и Ани Нетребко, и Кати Семенчук, и Евгения Никитина, там очень большой список, это те люди, которых знает весь оперный мир. Ариунбаатар обязательно будет петь здесь, в Улан-Удэ, и в Мариинском театре. Он уже выступал со мной в крупных городах: и в Лондоне, и Нью-Йорке. Но это все следствие успеха на конкурсе Чайковского. А то чего мы от него ждем – это создавать характеры, роли на сценах двух театров. Он должен выходить на сцену всестороннее подготовленным и делить эту сцену с великими партнерами, которые гораздо опытнее. Я думаю у него потенциал очень большой. Я постараюсь сделать все возможное, чтобы он этот потенциал, не только не растерял, но и укрупнил, увеличил. А это вопрос огромной работы, - сказал маэстро.
Красивый и уютный
Похвалил знаменитый дирижер и наш Театр оперы и балета. Он сказал, что хороший театр должен быть «таким как ваш: красивым, уютным, уже отреставрированным».
- Мне приятно обнаружить столь великолепный театр. Акустика здесь очень хорошая. Мы сейчас пошли на маленький эксперимент, чуть потеснее сели, так что вы сможете расслышать и струнников, и представителей деревянной группы. Почти всех мы посадили поближе, но те, кто сядет позади, будут играть, по сути, в спины своих коллег, при этом они сидят чуть ниже. Вот такая специфика. На будущее, если мы сюда, я надеюсь, обязательно вернемся, надо будет сделать подставочки, чтобы наш оркестр повыше сидел. Тогда и партер будет видеть весь оркестр, а не только первые ряды, - отметил Гергиев.
Он также сказал, что есть некоторые планы по сотрудничеству двух театров.
- Мы очень благодарны за то, что республика смогла нас принимать. У нас большие возможности для сотрудничества вместе, огромное количество певцов, которые готовы для выступления по всему миру с Мариинским театром. Думаю, что мы продумаем для них какую-нибудь программу и здесь есть, наверняка, десяток постановок, после которых они могли бы войти в наш репертуар после нескольких дней подготовки, - сказал дирижер.
Гергиев сообщил, что лично был знаком с известными бурятскими оперными артистами:
- Я прекрасно помню выступление легендарных артистов отсюда. Я был знакомы и с Базарсадаевым, и с Дашиевым. Правда, мне не посчастливилось выступать с папой Даримы. Но имя Линховоина произносили наряду с именами легендарных певцов. Наша страна всегда славилась оперными голосами. Ваш театр один из главных в Сибири и России. Здесь всегда была сильная традиция, было много выдающихся певцов. Я знал это еще когда был студентом.
Упомянул руководитель Мариинки и том, что приезд его оркестра в Улан-Удэ не был связан с какими-либо трудностями.
- Наш театр может взять на себя большую часть расходов. Мы оплатили весь маршрут: Томск, Улан-Удэ, Владивосток, Москва, Петербург. Мы поддерживаем наших музыкантов. Наш оркестр - известнейший коллектив, многие регионы нас зовут и зовут подолгу, ждут годами. Вот поэтому, когда поддерживают наши гастроли регионы, хотя бы частично, мы приезжаем. Уже пару лет в России, да и в мире в целом, в связи с кризисом многие оркестры испытывают трудности. В Испании и даже в Германии везде есть свои трудности. Мы живем с вами в относительно спокойные годы. В начале девяностых было действительно трудно, я руковожу театром с 1988 года, в те годы можно было сказать, что мы работали без зарплат, мы жили и работали за гранью допустимого. Так что сейчас нет никаких оснований жаловаться людям, все будет нормально, - поделился маэстро.
Первый в истории концерт оркестра Мариинского театра в Улан-Удэ собрал полный зал. Акцент программы был сделан на сочинении Сергея Прокофьева, 125-летию которого посвящены проекты Валерия Гергиева на подмостках театров всего мира. На концерте прозвучала музыка к балету Прокофьева «Ромео и Джульетта», а также сочинения Чайковского, Россини, Верди, Леонкавелло, Бизе и Моцарта.
В Улан-Удэ музыканты прилетели из Томска, где дали два концерта. А на следующий день отправились во Владивосток.