Минувшим летом на территории Сибирского федерального округа было зафиксировано более 6800 возгораний. Огонь уничтожил 2,5 миллиона га зелёных насаждений. При этом 900 тысяч га повреждённого леса пришлось на Бурятию. В течение всего лета жители районов и Улан-Удэ буквально задыхались от падавшего с неба пепла. А из-за дыма где-то даже днём было темно, словно ночью. Пожары стоили региону почти 35 миллиардов рублей.
Огонь под контроль
На этот раз власти, судя по всему, решили учесть прошлогодние ошибки и начали подготовку заблаговременно. Соответствующее распоряжение глава Бурятии Вячеслав Наговицын подписал ещё в середине февраля. Согласно этому документу, с наступлением пожароопасного сезона на территории республики запретят разводить костры на полях, выжигать траву на землях запаса и в населённых пунктах, в полосах отвода автодорог и охранных зонах железных дорог. Под табу попадает также вход и въезд в леса для тех, кто не имеет специальных разрешительных документов.
Наказание за называемые «сельхозпалы», которые запрещены во всей стране постановлением правительства с ноября прошлого года, ужесточится: Рослесхоз подготовил соответствующий проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях (ст. 8.32). Согласно ему, штрафы за выжигание хвороста, сухой травы и других горючих лесных материалов для граждан составят от 4 до 40 тысяч рублей, для должностных лиц – от 25 до 300, а для юридических – от 250 до 500 тысяч.
Отработан алгоритм действий в случае, если пожары возникнут в труднодоступных местах и охватят большие территории. Тогда к тушению подключатся воздушные силы и средства федерального резерва. В республиканском агентстве лесного хозяйства планируют активнее привлекать и общественность. Около 300 добровольцев прошли обучение и уже получили соответствующие удостоверения. Есть совместный план действий с окружным казачьим обществом. Кроме того, отлажен механизм межрайонного взаимодействия – если потребуется срочная переброска сил из одного муниципального образование в другое.
В Минприроды России не исключают, что огненное лето-2015 может повториться. Сегодня подготовка к нему идёт полным ходом: лесничества закупают дополнительную технику, все службы находятся в режиме повышенной готовности.
Ложная тревога
Впрочем, несмотря на меры, предпринимаемые республиканскими властями, в Рослесхозе на минувшей неделе заявили: к «огненному» сезону Бурятия ещё не готова, впрочем, как и «соседи» – Забайкалье и Иркутская область.
- Мы работаем с регионами, понимаем, что есть организационные и финансовые сложности, в ручном режиме решаем эти вопросы, – рассказал ТАСС руководитель федерального ведомства Иван Валентик.
Он также добавил, что в ближайшее время Рослесхоз приедет в Бурятию с проверкой. Точная дата визита пока неизвестна. Между тем, жители республики ещё на прошлой неделе начали бить тревогу из-за дыма в пригородах Улан-Удэ и в некоторых районах. Только за 6-7 апреля очевидцы сообщили о двух очагах возгорания – в посёлке Сотниково и Тункинской долине. А на минувших выходных пользователи соцсетей рассказывали о «загоревшемся» лесе уже в селе Гурульба.
В республиканском агентстве лесного хозяйства отмечают: поводов для беспокойства нет. Один пожар – в Баргузинском районе, на территории Усть-Баргузинского лесничества – в этом году и в самом деле был зарегистрирован, но сегодня его уже удалось ликвидировать. При этом 59 из 80 га, охваченных огнём, пришлось не на лесной фонд, а на земли выпаса. В тушении участвовали лесники, привлечённые арендаторы и сотрудники Забайкальской авиационной базы охраны лесов.
- Хотелось бы выразить благодарность местному населению, сегодня жители активно подсказывают, где возникают термоточки, – отметил на правительственном брифинге 11 апреля руководитель агентства лесного хозяйства Николай Кривошеев.
О возникших возгораниях жителям Бурятии предлагают сообщать по телефону 8 (3012) 20-44-44. К слову, появление дыма над Улан-Удэ и в районах в РАЛХ объяснили профилактическими отжигами.
- Последние дни показали, что мы видим дым там, видим первые пожары там... Вся информация о пожарах находится в республиканской диспетчерской службе – можно позвонить туда и уточнить. А то, что было на территории Иволгинского и Джидинского районов – это либо профвыжигания, которые мы ещё продолжаем, либо несанкционированные сельхозпалы, которые в республике всё-таки имеют место быть, – отметил Николай Кривошеев.