Общество
3174

Журналисты «Информ Полиса» раскрывают тайны столицы Бурятии

Почему в Улан-Удэ так и не появились троллейбусы и где находятся 30-е кварталы

Фото russianstock.ru

Нашим гидом по карте Улан-Удэ стал знаменитый Павел Зильберман, занимавший должность главного архитектора Улан-Удэ 34 (!) года. Сейчас он возглавляет архитектурную мастерскую.

p zilberman

Загадка «пропавших кварталов»

Начали мы с вопроса о том, куда все-таки исчезли «30-е, 50-е, 70-е, 80-е» и прочие кварталы столицы Бурятии. Но никакой мистики тут не оказалось. Как объяснил нам Павел Зильберман, особого секрета в нумерации нет.

- В ходе проектирования нумеруются не только кварталы жилой застройки, но и территория жилого района в целом. В результате у нас есть кварталы производственных территорий, а рядом, например, находится квартал зеленой зоны. Дело в том, что районы города делятся на планировочные. Например, в Октябрьском районе есть юго-западный и юго-восточный районы. А эти районы внутри делятся на кварталы. Поэтому номера застроенных кварталов на слуху, а кварталы индивидуальной застройки, промзон выпадают из памяти горожан, - пояснил Павел Зильберман.

То есть никакого исчезновения, оказывается, и не было, 30-е и 80-е кварталы существуют, просто горожане о них ничего не слышали.

Зона наводнения

Тут экс-архитектор Улан-Удэ коснулся темы генерального плана развития города, который был принят в 2008 году и рассчитан на 25 лет. Основными направлениями развития выбраны юго-запад, юго-восток и частично Левый берег.

- Когда-то был вариант по застройке Левого берега. В технико-экономическом обосновании к генплану мы рассматривали пять вариантов развития города с учетом того, что население увеличится на 250 тысяч человек. Был вариант расселить до 100 тысяч жителей на юго-западе, 100 тысяч на юго-востоке и 50 тысяч на Левом берегу. Второй вариант - заселить 230 тысяч жителей на Левом берегу, - рассказывает Павел Григорьевич.

Преимущество Левого берега - большая площадь. Однако сдерживающим фактором является зона затопления паводком Селенги, покрывающая почти всю территорию микрорайона. Для защиты жилых домов еще 25 лет назад планировалось построить дамбу, но сделано ничего не было. Недавно работа по созданию проекта защитных сооружений возобновилась.

- В этом году заканчивается работа над проектом по защите Улан-Удэ от наводнений, - сказал Павел Зильберман.

Второе препятствие для развития Левобережья – наличие аэропорта и зоны подлета.

Мосты и трамвай в сотые кварталы

Павел Зильберман говорит, что, согласно генплану, в городе должно быть построено еще три крупных моста через Уду и Селенгу. Так, один из мостов через Уду должен соединить поселок Восточный с юго-восточным районом города, другой мост через Уду соединит ул. Сахьяновой с районом ЛВРЗ, а третий – пересечь пойму Селенги по оси ул. Трубачеева. А в Железнодорожном районе должна появиться дорога между микрорайоном ЛВРЗ и авиазаводом, причем проходить она должна внутри промзоны.

- Еще в старом генплане было предусмотрено развитие троллейбусного движения. Строительство троллейбусной линии предполагалось в связи с планируемым строительством моторостроительного завода. Завод должен был строиться в юго-восточном районе. Была даже построена эстакада над железнодорожными путями. Но строительство заглохло, и... необходимость в троллейбусе отпала. Сейчас у города возможностей для развития этого транспорта нет, - рассказал архитектор.

Между прочим, в генплане предусмотрено и развитие трамвайной линии. Трамвай планируется запустить на юго-восток города и юго-запад. Напомним, что несколько лет назад власти города уже говорили о том, что в «сотые» микрорайоны запустят трамваи. Оказывается, в планах это действительно имеется. Но... пока это обещание остается только на бумаге. Значит, ждем...

Справка infpol.ru
Павел Зильберман родился в Новосибирске, потомственный архитектор. Кстати, супруга и дети Павла Григорьевича также архитекторы. Учился в Новосибирском инженерно-строительном институте на архитектурном факультете. После окончания получил предложение на должность главного архитектора Улан-Удэ. В 1966 году вместе с супругой Павел Зильберман приехал в Улан-Удэ. 34 года работал в должности главного архитектора, затем заместителем министра строительства и архитектуры Бурятии. Сейчас – руководитель мастерской «Улан-Удэархпроект». Среди архитектурных проектов Павла Зильбермана - здание театра бурятской драмы, гостиница «Бурятия», ТЦ «Сагаан морин», площадь Советов, памятник Ленину, многие жилые и общественные здания города, проекты которых созданы им совместно с членами его семейной архитектурной династии, а также частично с сотрудниками «Улан-Удэархпроекта».

Автор: Лариса Ситник

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях