Художественный руководитель Русского драматического театра им. Н. А. Бестужева Сергей Левицкий уже второй сезон удивляет зрителей и даже самих артистов. Его работы вызвали огромный интерес не только в Бурятии, но и за ее пределами. На фестивале в Москве его «Фронтовичку» назвали «глотком свежего воздуха».
И вот снова яркая премьера и экспериментальная форма. 8 апреля прошел пресс-показ спектакля «Преступление и наказание» по одноименному произведению Федора Достоевского. Соцсети уже пестрят восторженными отзывами. Билеты раскуплены на месяц вперед. Так чем же так всех заинтриговал новый спектакль?
Спектакль-путешествие
Это спектакль-променад, бродилка, «подглядывалка». Такая форма стала довольно популярна в российских театрах недавно. Пионером жанра считается британский коллектив PunchDrunk.
«Фишка» в том, что зритель перевоплощается в участника действа. Ты уже не просто сидя в удобном кресле наблюдаешь, как на сцене разыгрывается драма. Ты пробираешься в нужное помещение, чтобы буквально «подглядеть» в щелочку жизнь героев Достоевского. Ты переходишь из одного служебного помещения русдрама в другое. Но, кажется, что путешествуешь во времени и попадаешь прямиком в Петербург XIX века.
Если без лишней лирики описывать механизм спектакля, то происходит это так. На входе зритель получает карточку определенного цвета. Этот цвет определяет, в какой группе нужно пройти «квест». Принципиального отличия нет, разница лишь в последовательности увиденных сцен. В фойе ожидают 6 «дворников», которые станут «гидами» по спектаклю. Кстати, опаздывать на показ нельзя ни в коем случае. «Машина времени» тронется без опозданий. Догнать или начать просмотр с середины возможности не представится.
После любезный дворник проведет к шести локациям в служебных помещениях театра. Каждая сцена длится ровно 10 минут.
Там и откроется мир героев «Преступления и наказания». Вы сможете посидеть и даже выпить в трактире под буйные рассуждения Мармеладова, подсмотреть убийство старухи-процентщицы... Впрочем, не будем раскрывать всех деталей спектакля.
«Погоня за «культурным шоком»?
После спектакля режиссер и артисты расположились в уютном «трактире» и рассказали журналистам о некоторых деталях.
- Как нам самим такой жанр? Да мы сами до сих пор в шоке! – улыбаясь, сказал народный артист Бурятии Олег Петелин, сыгравший Свидригайлова. – Когда нам теоретически объяснили как это будет, естественно каждый частично был шокирован. Но, как говорится, глаза боятся, руки делают. Почему бы и нет?
Новый опыт для артистов был принят с интересом. Непросто шесть раз подряд одну и ту же сцену, но «в этом есть и своя прелесть».
- Это внутренний тонус, ощущается все гораздо острее. Зритель очень близко. Здесь ты как под увеличительным стеклом. И любая неправда сразу же всплывет. Сразу же разрушит атмосферу, - говорили актеры русдрамы.
Режиссера спросили, не гонится или он, постоянно пробуя новые формы, за неким культурным шоком.
- Я не ставлю себе задачу, чтоб у кого-то был шок. Это работа, исследование своих творческих возможностей, - объясняет Сергей Левицкий. - И роман «Преступление и наказание», мне кажется, создан для такого жанра. К тому же Достоевский сегодня очень актуален. Когда мы можем смотреть в лентах соцсетей чьи-то страдания, проблемы. Ты «подглядел» и пошел дальше. И это становится обыденностью, которая уже никого не удивляет.
«Я в полном восторге!»
Чтобы узнать каков спектакль, лучше всего спросить об этом у первых зрителей «Преступления и наказания». Благо отзывов и комментариев в соцсетях уже сейчас большое количество.
Диляра Батудаева, журналист:
«Театр начинается с вешалки»... У гардероба зрителей встретили дворники и развели по группам. Я льнула к дворнику, как к маяку уверенности, потому что ему предстояло вести нашу группу по закоулкам театра, в которых я всегда теряюсь и меня, всякий раз, оттуда кто-нибудь выводит.
В романе 6 частей. А в спектакле 6 сцен. И каждый раз ты оказываешься свидетелем происходящего в комнате - то в одной, то в другой. То сидишь и смотришь в 5-сантиметровую щель, то, однажды, оказываешься в комнате, становишься участником действия. А Катерина Ивановна, когда заругалась, то на меня так глянула, словно, это я Мармеладову умереть спокойно не даю. Нашла меня глазами. Потом девушку за моей спиной. Жандарм оглянулся с укоризной. И Раскольников. В общем, они вжились в роль. Толкались даже, пока туда-сюда ходили все...
...После спектакля наши люди только и молвили: «Круто». В этом слове все наше «клиповое» сознание, вновь столкнувшееся с объемной классикой.
Елена Черникова, зрительница:
- Это просто чудесный спектакль-путешествие. Дворник-проводник, сцены в разных местах театра, полное погружение в Петербург 19 века! Все остальное нужно увидеть самому. Я в полном восторге! Спасибо!
Роксана Родионова, журналист:
- Пока сложно собрать все мысли в кучу. Но это было прекрасно! Сергей Левицкий и вся труппа - большие молодцы! Спасибо Светлане Полянской за страстность, Елизавете Михайловой за пронзительность. У меня самой слезы на глаза навернулись, когда Сонечка рыдала над мертвым отцом. В Олега Петелина и впрямь сложно не влюбиться. А Настя Турушева и Володя Барташевич вообще словно сошли со страниц романа! И спасибо всему театру за то, что вы есть. К просмотру рекомендовано в обязательном порядке. Это разрушит и перевернёт ваши представления о театре.