Напомним, с инициативой о введении этой должности ещё в октябре 2014 года выступил комитет Народного Хурала по межрегиональным связям и национальным вопросам. В Якутии аналогичное постановление было принято более двух лет назад. Его инициировал глава региона Егор Борисов. Он заявил: вопросу национально-культурного развития коренных народов, проживающих в Якутии, уделяется недостаточно внимания. Кроме того, людям пришлось столкнуться со многими препятствиями, связанными, в первую очередь, с промышленным освоением земель, на которых они издревле пасут оленей, охотятся и занимаются рыбным промыслом.
Попытка № 4
В подобной ситуации оказались и малочисленные народы Бурятии – эвенки и сойоты. Сегодня они не могут контролировать промышленное освоение своих территорий, а несогласованные разработки месторождений и большой поток туристов мешают северянам вести хозяйственную деятельность. Решения также требуют вопросы, касающиеся медицины, культуры и образования.
Избрать уполномоченного, который мог бы отстаивать интересы и права малых народов, республиканский парламент планировал ещё минувшей осенью. Однако вопрос переносился дважды. До рассмотрения законопроекта депутаты дошли лишь на декабрьской сессии.
Выбирали омбудсмена тайным голосованием. На эту должность претендовали двое – член общины «Джирга» Александр Быков и вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Анна Найканчина. Однако ни один из них не набрал нужного количества голосов. К выборам народные избранники вернутся 21 апреля – вопрос включён в повестку очередной сессии республиканского парламента.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, уполномоченный представитель коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Бурятии, избирается на период до истечения срока полномочий депутатов Народного Хурала – то есть до 2018 года. Соответствующее постановление было принято минувшим летом.
«Аппетиты растут»
О том, что эвенки и сойоты нуждаются в защите, в Бурятии говорят уже несколько лет. Да и сами северяне неоднократно заявляли: их ущемляют в правах. «Наболевшим» с депутатами и властями они поделились в октябре на специально организованном «круглом столе».
Без скандала тогда не обошлось. Консультант отдела животноводства, племенного дела и рыбного хозяйства Минсельхоза Бурятии Юрий Гиргушкин в своём выступлении заявил, что порядка подтверждения граждан к малым народам нет.
- Этот данный вопрос имеет большое значение, потому что при распределении квот на добычу водных биоресурсов и их предоставлении в пользование возникают проблемы, – пояснил он. – Возникают и вопросы со стороны контролирующих органов. Коренные малочисленные народы Севера должны вести традиционный образ жизни и при этом добывать рыбу согласно правилам рыболовства традиционными орудиями улова. Из этого опять же возникает вопрос, что такое традиционный образ жизни, традиционные орудия улова?
Навигационное оборудование, которое используют современные эвенки и сойоты, в понятия традиции, по мнению Юрия Гиргушкина, никак не вписывается.
- Они наравне с промышленниками рыбу ловят и не хуже оснащены. Считаю, что это нетрадиционное рыболовство, – заявил он. – Аппетиты растут, квоты увеличиваются в геометрической прогрессии. Тем самым, мы увеличиваем промысловую нагрузку на рыбохозяйственные водоёмы.
Консультант отдела животноводства продолжил было свой небольшой ликбез, но присутствующие возмущённо зашептались. Председатель комитета Народного Хурала по межрегиональным связям Цыденжап Батуев был вынужден прервать чиновника.
Отметим, кое-какая поддержка народам Севера в Бурятии всё же оказывается. За два года на реализацию различных мероприятий направили в общей сложности 24,3 миллиона рублей: 17,7 – из федерального, 5 миллионов – из республиканского и 1,5 миллиона – из местных бюджетов. На эти средства удалось приобрести скот, закупить оборудование, мебель и компьютеры для школ, национальные костюмы и провести ряд этнокультурных мероприятий.
Однако многие вопросы всё ещё требуют решения. Это и выделение рыбопромысловых участков, и компенсация затрат на приобретение оленей для семейно-родовых общин. А ещё – продление соглашений на безвозмездное пользование лесными участками для выпаса скота. Земли, на которых расположены оленьи пастбища, были предоставлены малым народам в безвозмездное пользование на 25 лет. В 2016 году этот срок истекает. Потом эти территории можно будет только брать в аренду.