О том, что объединение некоторых субъектов страны позволит улучшить качество жизни населения, глава Совфеда рассказала в эфире программы «Поздняков» на телеканале НТВ.
- Я сторонник «перекройки» карты регионального плана, хоть и не все поддерживают такую точку зрения, – отметила Матвиенко. – Есть субъекты федерации, которые точно нежизнеспособны в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы. Надо укрупнять регионы – и не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования. Это повысит качество жизни людей. Человек не должен страдать только потому что он проживает в малообеспеченном и не очень перспективном для развития регионе, а не в другом – богатом. Назрело много вопросов и, главное – пришло время для этого. В стране стабильная политическая и социальная обстановка, и мы можем сегодня позволить себе проводить такие реформы.
О каких именно регионах идёт речь, она не уточнила. Однако «Ъ» напоминает: с 2007 года, ещё будучи губернатором Санкт-Петербурга, Валентина Матвиенко предлагала объединить северную столицу с Ленобластью.
«Страх потерять управление»
Напомним, ещё в декабре в СМИ начала распространяться информация о возможном «слиянии» Бурятии и Иркутской области. Предпосылок, по данным портала «Бабр.ру» для этого «более чем достаточно». И одна из самых главных – страх Москвы потерять контроль над Бурятией. По мнению автора публикации, в республике существует затяжной политический кризис и способов его решения пока «не находится».
- Реальный выход из положения, между тем, лежит на поверхности: в объединённом Байкальском крае не будет националистического вопроса. В целом объединение положительно повлияет на оба региона. Экономика Бурятии получит дешёвую иркутскую электроэнергию, иркутские и бурятские предприниматели выйдут на новые рынки сбыта, – говорится в статье. – Ни в Бурятии, ни в Иркутской области нет принципиального отторжения по поводу возможного объединения. Оба региона соседствуют давно, между жителями налажены прочные связи. «Репетиция» объединения состоялась ещё в 2008 году, когда в состав Иркутской области вошёл Усть-Ордынский бурятский автономный округ. И это не вызвало никаких негативных последствий в обоих регионах.
Противники и приверженцы
По данным портала, объединения Бурятии и Приангарья активно добиваются несколько влиятельных чиновников федерального уровня, в первую очередь – зампред правительства России Александр Хлопонин и глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
- Мотивация у них разная: Хлопонин лоббирует политическое влияние «красноярской группировки», стремящейся занять сильные позиции и в Иркутской области, и в Бурятии. Чемезова интересует исключительно бизнес, организовывать который в объединённом регионе будет значительно проще, – отмечает Бабр.ру.
Однако, сообщает издание, у «проекта есть и свои противники».
- Это, в частности, пришедшая к власти в Иркутской области коммунистическая группировка Левченко-Мархаева, которая в новом регионе с высокой долей вероятности существенно потеряет своё влияние. Вследствие победы Сергея Левченко на губернаторских выборах вопрос об объединении может быть отложен минимум на год, хотя это во многом зависит от общеполитический и экономической ситуации в России и мире.
Отметим, оглушительная победа коммуниста Сергея Левченко на выборах в Приангарье существенно изменила расстановку политических сил и в нашей республике. На следующий день новоиспечённый губернатор заявил, что готов назвать имя сенатора в Совет Федерации от Иркутской области и предложил на эту должность теперь уже бывшего депутата Госдумы от Бурятии Вячеслава Мархаева. Левченко отметил, что именно благодаря лидеру бурятских коммунистов он смог занять прочные позиции в ряде районов области и выиграть выборы в целом.
«Должен быть баланс»
Возможное объединение Бурятии и Иркутской области тогда прокомментировал эксперт Алексей Михалёв.
- Сама по себе идея объединения неплохая. И она будет реализована идеально, если объединённый субъект будет называться Бурятией, а столицей станет Улан-Удэ. Тогда действительно удастся снять национальный вопрос, – рассказал он infpol.ru.
Речь идёт о «слиянии» Бурятии с Иркутской областью и Усть-Ордынским бурятским автономным округом – споры на эту тему ведутся уже давно. Исчезнут, по мнению Михалёва, и проблемы с воздушными судами, ведь улан-удэнский аэропорт «Байкал» является наиболее оптимальным по погодным характеристикам в Восточно-Сибирском регионе. Принимать самолёты из-за метеоусловий он не может от силы два раза в год – в отличие от иркутского.
- Улан-Удэ гораздо удобнее и комфортнее для жизни и управлять субъектом отсюда удобнее. В регионе получилась бы неплохая расстановка сил, с административным центром в Улан-Удэ и деловым – в Иркутске. Выровняется тариф на электроэнергию. Благодаря этому многие предприятия заработают на полную мощность. Границы нужно стирать, но в пользу национальных регионов, а не за счёт их ущемления, – подчеркнул Михалёв. – Необходимо подходить к этому внимательно и аккуратно. Потому что если объединение будет с центром в Иркутске, если это будет, например, Байкальская область или Байкальский край, это приведёт к достаточно серьёзной нестабильности и вызовет всплеск национальных идей – как по ту, так и по другую сторону Байкала. Должен быть баланс.
Республика должна укрепляться
«Слияние» Бурятии и Иркутской области хоть и выгодно экономически, но чревато определёнными политическими последствиями.
- В каком положении окажутся крупнейшие производства субъектов, какие будут приоритетными, а какие – нет? Объединение вызовет обеспокоенность лоббистских групп: в Бурятии на главу влияют одни силы, на иркутского губернатора – другие. Кроме того, должна сохраниться национальная культурная автономия, – заметил Алексей Михалёв.
Он высказал мнение, что в ближайшие годы объединение навряд ли произойдёт.
- Реализация этой идеи, на мой взгляд, сегодня невозможна. Во-первых, требуется мощная идеологическая подготовка, агитация, работа с населением, производствами, экономикой, в СМИ и хотя бы приблизительная маршрутная карта. Сегодня большинство считают, что столицей региона должен стать Иркутск. Нет, центр должен быть в Улан-Удэ, – подчеркнул эксперт. – Механическое объединение в подобных условиях приведёт к коллапсу. Это очень «больная тема» – язык, ликвидация Усть-Ордынского округа. Всё, что связано с национальной культурной автономией, пострадать не должно. В противном случае возможны серьёзные противоречия. Получится ещё большее разъединение между двумя субъектами.
«Предпосылок нет»
Заведующий кафедрой политологии и социологии Бурятского государственного университета, известный в республике политолог Эрдэм Дагбаев выразил уверенность, что сообщения о «слиянии» регионов преследуют политическую цель.
- Это даётся в интересах нынешней власти Иркутской области и губернатора Сергея Левченко. Сама тема рассчитана на жителей Бурятии. Но она избитая и эффекта от этого «вброса» всё равно не будет, – заявил Эрдэм Дагбаев. – Возможно, и не было политических целей, а журналисты просто эксплуатируют избитую тему. Сейчас предпосылок для объединения с Иркутской областью нет.
Позднее по этому поводу высказались и главы обоих байкальских регионов.
- Считаю, что в сегодняшней обстановке федерация не пойдёт на такое объединение. Если без нас кто-то какими-то ходами пытается этот вопрос решить, думаю, что никакого одобрения он не найдёт, – рассказал на одной из пресс-конференций иркутский губернатор Сергей Левченко.
Такого же мнения придерживается глава Бурятии.
- Ставить этот вопрос преждевременно. Мне кажется, на это никто не пойдёт. Сейчас нужно думать о том, как поправить экономику и сделать жизнь лучше. А вот когда она стабилизируется, можно обсуждать и более глубокие темы, – заявил на встрече с журналистами в декабре Вячеслав Наговицын.
«Против» и «за»
После заявления Матвиенко жители республики разошлись во мнении: одни выступают «за» «слияние» с Приангарьем, другие категорически против. Эта тема активно обсуждается в одном из популярных местных пабликов в соцсети «ВКонтакте».
- У нас и так в Бурятии не осталось ничего своего. Крупный бизнес давно платит налоги в Москве или других регионах, где, по их словам, налоговики не так сильно «давят». А по мне это просто отговорки: страна у нас одна и налоговый кодекс тоже один. В правительстве Бурятии много иркутян, так что осталось оформить этот «поглощение» на федеральном уровне, – написал один из участников сообщества.
- Процентов 20-30 населения – бюджетники – сразу потеряют работу. Посмотрите на объединённые субъекты: ничего там хорошего не случилось. Федеральные денежные каналы сразу перекроются, и на поклон в Иркутск будут ходить, зарплату и пособия там же получать. Бред, – считает жительница Бурятии Светлана.
- Это совсем разные регионы, к тому же укрупнение ничего хорошего не даёт. Где пример улучшения из-за таких «объединений»? – поддерживает её другая посетительница паблика.