Иркутск
3500

«При слиянии двух бедных регионов богатый не получится»

Эксперты рассказали о последствиях объединения Бурятии и Приангарья

Скриншот с сайта yandex.ru/maps

Напомним, на днях в эфире программы «Поздняков» на телеканале НТВ глава Совфеда Валентина Матвиенко заявила о необходимости укрупнения регионов. По её мнению, это позволит улучшить качество жизни населения.

- Я  сторонник «перекройки» карты регионального плана, хоть и не все поддерживают такую точку зрения, – отметила Матвиенко. – Есть субъекты федерации, которые точно нежизнеспособны в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы. Надо укрупнять регионы –  и не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования. Это повысит качество жизни людей. Человек не должен страдать только потому что он проживает в малообеспеченном и не очень перспективном для развития регионе, а не в другом –  богатом. Назрело много вопросов и, главное – пришло время для этого.

О каких именно регионах идёт речь, она не уточнила. Однако после заявления Валентины Матвиенко в Бурятии вновь заговорили об объединении с соседней Иркутской областью.

«Объединения не избежать»

О возможном «слиянии» двух байкальских регионов ещё в декабре прошлого года сообщил иркутский портал «Бабр.ру». По данным издания, предпосылок для этого «более чем достаточно». И одна из самых главных – страх Москвы потерять контроль над Бурятией. По мнению автора публикации, в республике существует затяжной политический кризис и способов его решения пока «не находится».

- Реальный выход из положения, между тем, лежит на поверхности: в объединённом Байкальском крае не будет националистического вопроса. В целом объединение положительно повлияет на оба региона. Экономика Бурятии получит дешёвую иркутскую электроэнергию, иркутские и бурятские предприниматели выйдут на новые рынки сбыта, – говорится в статье. – Ни в Бурятии, ни в Иркутской области нет принципиального отторжения по поводу возможного объединения. Оба региона соседствуют давно, между жителями налажены прочные связи. «Репетиция» объединения состоялась ещё в 2008 году, когда в состав Иркутской области вошёл Усть-Ордынский бурятский автономный округ. И  это не вызвало никаких негативных последствий в обоих регионах.

Свою точку зрения по этому поводу уже высказывали специалисты из Бурятии. А на днях на «Бабр.ру» появилась ещё одна публикация,  в которой  не предполагается, а уже утверждается, что «по всем признакам, объединения Бурятии и Иркутской области не избежать». Портал  сообщает, что в Народном Хурале республики эта информация даже «вызвала панику».

«Никакой экономики»

Между тем, по словам федеральных экспертов, всё не так однозначно. Их мнения об  «укрупнении» регионов приводит ИА «Телеинформ».  

Так, глава Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) Николай Миронов считает, что такие меры помогут оптимизировать расходы на госуправление территорий.

- С одной стороны, укрупнение возможно, поскольку позволяет оптимизировать систему управления, сократить издержки, даёт оптимизацию штатов и расходов. Не надо содержать два аппарата, два законодательных собрания. Также можно создавать экономические макрорегионы и принимать единые программы их развития. Упрощается бюджетный процесс, – отмечает он. –  Но с другой стороны, увеличивается пресловутое «логистическое плечо». Людям сложнее будет добираться до административного центра, труднее будет и самим чиновникам – чтобы проинспектировать такой гигантский регион, понадобится не один день пути. Считаю, что принятие программ поддержки и развития регионов, административные реформы лучше начинать уже после выхода из экономического кризиса.

Руководитель центра избирательных технологий, политических проектов и социальных инициатив Игорь Титов подчеркнул, что идея укрупнения продиктована не экономическими, а сугубо политическими причинами.

- Попытки объединения субъектов Российской Федерации происходят не первый день. И смысл их совсем, на мой взгляд, не экономический. При слиянии двух бедных регионов богатый не получится. А кто не бедный? У нас есть, конечно, регионы-доноры, которые и обеспечивают пополнение федерального бюджета. Но вы спросите их жителей, есть ли у них желание объединяться с бедными соседями. Ответ очевиден. Так что, думаю, проект объединения регионов, их укрупнения, носит исключительно политический и управленческий характер, и никакой, к сожалению, экономики, – заявил он изданию.

«Начнётся возня»

Исполнительный директор центра анализа, политолог Вячеслав Данилов уверен: смысла укрупнять и без того крупные регионы Сибири нет.

- Рациональность подобных предложений мне не ясна. Из слов главы Совфеда не вполне понятно, откуда исходит инициатива и в чем её смысл. В Сибири вообще непонятно, что ещё можно укрупнять. Глядя исключительно на карту Центрального федерального округа, руки зачешутся объединить ряд регионов. Но это мало того, что бессмысленно, так к тому же ещё идёт вразрез с существующей региональной идентичностью. Время от времени такие идеи, конечно, возникают, и они, вообще, сами по себе небезопасны, – рассказал Данилов.

Региональные чиновники, по его словам, реагируют на это «крайне болезненно и оперативно».

- Начнётся возня, губернаторы разовьют бурную деятельность по недопущению такого объединения и укрупнения  вместо нормальной работы. Логика объединения территорий, на которую ссылается Валентина Матвиенко –  якобы, есть смысл присоединить дотационные территории к зажиточным – вполне ущербна. Богаче от «перекладывания» денег из одного кармана в другой никто не станет, – добавил эксперт.

«Разговор не имеет смысла»

С федеральными экспертами солидарны иркутские. По мнению политолога Юрия Пронина, укрупнение может привести к социальной дестабилизации и разбалансировке госуправления.

- Это  очень громоздкий механизм с государственно-правовой точки зрения. Конечно, можно всё упрощать, проводить референдумы. Только легитимность этого весьма сомнительна. Даже присоединение пяти автономных округов к более крупным субъектам федерации в середине нулевых годов было огромной проблемой. А объединение крупных регионов может привести к дестабилизации и разбалансировке государственного управления, что в условиях кризиса не хорошо, – заметил он.

Подобные предложения, по словам Пронина, призваны отвлечь внимание от других, более серьёзных вопросов.

- Даже вхождение в состав Иркутской области маленького Усть-Ордынского Бурятского автономного округа принёс целый ряд проблем, многие из которых до сих пор не разрешены. Если же механически объединять крупные регионы, это приведёт к колоссальному количеству разных моментов, которые нужно будет свести. В условиях сложной экономической ситуации этого только и не хватало, – считает политолог. –  И так по всей стране. Объединение Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края – очень серьёзное  и небесспорное дело. Ничего положительного сейчас в этой идее нет.

Политолог, замдекана исторического факультета Иркутского госуниверситета Алексей Петров выразил сомнение, что Приангарье когда-то «сольётся» с Бурятией.

- Могу предположить, что любой процесс объединения вряд ли будет затрагивать национальные республики. Если разговоры об укрупнении перейдут в прикладное русло, то это, скорее всего, коснётся каких-то маленьких областей в центральной России. Их на самом деле очень много, и расстояние между региональными центрами там иногда составляет не более часа езды. Куда же укрупнять сибирские регионы, которые и так за сутки не объедешь, – цитирует Петрова ИА «Телеинформ». –  Разговор об объединении двух огромных территорий – Иркутской области и Бурятии вообще не имеет смысла. Даже в Иркутской области весь север частично потерян для Иркутска, поскольку для них коммуникативно и экономически более интересен Красноярск. Например, для братчан и жителей Тайшета ездить туда просто дешевле.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях

Читайте также