К концу 1 квартала 2016 года задолженность по заработной плате только в Улан-Удэ достигла 69 млн. руб. Между тем подобное нарушение законодательства влечет за собой потерю деловой репутации. В Интернете размещаются списки недобросовестных работодателей, имеющих просроченную задолженность по зарплате. Это прямой сигнал бизнес-сообществу, что в отношении организации из такого списка необходимо проявлять разумную предусмотрительность: если организация нарушает законодательство, не выплачивая зарплату, впору задуматься над наличием у нее средств для исполнения сделки. Кроме того, понятно, что квалифицированный работник в такую организацию не пойдет.
К сожалению, задержка заработной платы это не единственный вид правонарушения, связанный с заработной платой.
«Серая» зарплата или «зарплата в конверте»–вот правонарушение, на которое порой идут недобросовестные работодатели, пытаясь минимизировать свои налоговые обязательства. Необходимо отметить, что, прежде всего,«серая» зарплата - это риск работника, который добровольно соглашается на невыгодные для себя условия недобросовестного работодателя. Без согласия работника работодатель не сможет выплачивать ему «серую» зарплату, более того сейчас работник может контролировать этот процесс через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», который позволяет работнику самому отследить, какую сумму отчислил в бюджет работодатель, как налоговый агент, и отчислил ли вообще.
С другой стороны руководитель, который решился на выплату зарплаты в конверте, тоже идет на существенный риск.
Среди общедоступных критериев оценки рисков, которые используются налоговыми органами для отбора «кандидатов»на выездную налоговую проверку, имеется и такой критерий, как зарплата работников.В случае, когда размер среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности, организацией заинтересуются налоговые органы.
Впрочем, налоговые органы прибегают к таким мерам, как выездная налоговая проверка, не сразу. Сначала они пытаются воздействовать на нерадивых работодателей другими способами, такими как рассмотрение вопроса на комиссии по легализации налоговой базы, взаимодействие с прокуратурой, правоохранительными органами и муниципалитетами.
За 1 квартал 2016 года на заседаниях комиссий всех уровней были рассмотрены организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату ниже уровня прожиточного минимума или среднеотраслевого уровня. По результатам рассмотрения повысили заработную плату 98 работодателей. За счет повышения заработной платы дополнительно мобилизовано НДФЛ в сумме 1,3 млн. рублей.
Для того чтобы усилия налоговой службы были более эффективны, необходимо чтобы и граждане, и предприниматели также принимали активное участие в создании атмосферы нетерпимости к попыткам нерадивых руководителей извлечь выгоду за счет своих работников и бюджета.
Пресс-служба УФНС России по Республике Бурятия