«Самая красивая страна» – именно такое название получила новая зона отдыха, которая разместится в Одинцовском районе Подмосковья, на территории военно-патриотического парка Вооружённых сил России «Патриот». Макет уже готов – на днях его продемонстрировали главе государства Владимиру Путину. Презентация состоялось в штаб-квартире Русского географического общества (РГО) в Санкт-Петербурге.
Пояснения президенту давали глава РГО и по совместительству – министр обороны страны Сергей Шойгу и архитектор проекта Даши Намдаков.
Как сообщает «Российская газета», в центре будущего парка расположится многоэтажное здание художественного центра в форме черепа мамонта со стометровыми бивнями. А ещё там появятся творческие мастерские народных ремесёл, гостинично-развлекательная площадка «Шедевры деревянной архитектуры России», этнографическая деревня – с чумом, юртой, избой, саклей и даже летний театр.
В художественном центре планируется проводить тематические выставки. В нём также разместится экспозиция природных зон страны, предметы традиционных промыслов и ремесёл и историко-археологические экспонаты.
Как Эйфелева башня
Идея создать на Байкале уникальный международный культурный центр – своего рода арт-посёлок из художественных мастерских, галерей и выставочных залов для показа работ – появилась у известного бурятского скульптора ещё несколько лет. При разработке проекта Даши Намдаков ушёл от привычных и традиционных форм – стен, крыш, окон, дверей, изобразив здание в виде гигантской головы мамонта с бивнями, погруженными в воду – словно череп древнего млекопитающего «вымыло» волнами из песка. Судя по эскизу, голова мамонта с бивнями в тысячи раз превышает натуральные размеры, и люди на её фоне кажутся крохотными точками.
- Туда смогут приезжать художники и скульпторы со всего мира, работать и оставлять свои произведения, – поделился Намдаков в 2011 году некоторыми деталями проекта в эксклюзивном интервью infpol.ru.
Скульптор выразил надежду, что его задумка органично впишется в концепцию развития особой экономической зоны «Байкальская гавань». Планировалось, что художественный центр станет главной достопримечательностью республики, которая бы привлекала туристов со всего мира – как Эйфелева башня в Париже или скульптура Чингисхана в Монголии.
«Решить вопрос не удалось»
Строительство здания тогда оценили в полтора миллиарда рублей. Республиканские власти лишь развели руками.
- Мы горячо поддерживали и поддерживаем идею Даши Намдакова о строительстве центра на бурятской стороне Байкала. Но, к сожалению, решить вопрос с финансированием пока не удалось, – рассказал infpol.ru министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков
Зато интерес к проекту проявили иркутяне: в декабре 2012-го года поддержать Даши Намдакова согласился бывший глава соседнего региона Сергей Ерощенко. Он даже дал чиновникам областного правительства поручение провести необходимые согласования с федеральными ведомствами и представить предложения о возможной реализации проекта. Задумка пришлась по душе и Сергею Шойгу. Он обратился к президенту России с просьбой поддержать создание международного культурного центра на Байкале.
Впрочем, власти Бурятии ещё тогда выразили сомнение, что Приангарье «потянет» проект.
- Не знаю, удастся ли иркутской стороне найти источник финансирования. Думаю, пока всё в стадии предложения. Им, как и нам, понадобится значительное время. Честно признаться, мы не знали, что Даши Намдаков ведёт переговоры с иркутской стороной. И, тем не менее, это здорово, что наши соседи проявили интерес. Ведь перед двумя нашими регионами сегодня поставлена задача создать единый бренд Байкала и прикладывать к этому совместные усилия, – заявил министр культуры. – Я считаю, не нужно какую-то границу проводить между Бурятией и Иркутской областью. Где получится реализовать проект Даши Намдакова – там он и будет. Но мы продолжим работу и будем стремиться, чтобы этот центр появился именно в Бурятии.
Изначально иркутяне намеревались построить его в бухте Ая – в 2,5 километрах от Устья Ангары. Однако в 2013 году иркутские СМИ сообщили, что здание в виде черепа мамонта появится не на Байкале, а на Чертугеевском полуострове – рядом с одним из микрорайонов Иркутска. Однако в итоге претворить уникальный проект в жизнь решили в Подмосковье.