Соответствующее распоряжение подписал на минувшей неделе премьер-министр страны Дмитрий Медведев. Помимо Бурятии, в список попали Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Алтай и Магаданская область. Общий размер финансирования составляет 2,13 миллиарда рублей, однако сколько получит каждый регион, не уточняется.
Субсидии на защиту от землетрясений Москва направит уже в этом году. Они предназначены для «укрепления» существующих и строительства новых объектов – взамен тех, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны. В распоряжении уточняется: эти меры предусмотрены федеральной целевой программой по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы. Однако речь в документе идёт не о жилых постройках, а о зданиях, «находящихся в государственной или муниципальной собственности». Часть расходов, к слову, возьмут на себя регионы, получившие субсидии.
Отметим, проблема сейсмоусиления в Бурятии и, в частности, в Улан-Удэ, стоит достаточно остро. Ещё весной прошлого года на заседании совета по науке и инновациям учёные заявили: большинство построек, расположенных в столице республики, не соответствуют современным требованиям сейсмобезопасности. В случае сильных подземных толчков они могут оказаться под угрозой разрушения. Это не только более 600 жилых домов, но и образовательные учреждения, а также правительственные здания – например, то, где раньше располагалась компания «Забайкаллес». Лестничная клетка фактически разделяет его на две независимых части, из-за чего при сейсмических колебаниях здание разрушится быстрее.
500 землетрясений за 350 лет
Всего за последние 350 лет в Бурятии произошло более 500 землетрясений силой выше 6 баллов, в том числе семь катастрофических. Девятибальная зона включает более 30 % территории республики. При этом значительная часть региона относится к Байкальской рифтовой зоне – крупнейшему сейсмоопасному району страны. Специалисты отмечают: по размерам возможного потенциального социального и экономического ущерба от землетрясений Бурятия занимает четвёртое место в России – после Камчатки, Сахалинской области и Северного Кавказа. Многолетние исследования показали, что очаги землетрясений в зоне Байкальского рифта залегают в основном на глубине от 10 до 20 км непосредственно под Байкалом, в юго-восточном направлении. Именно эта территория считается наиболее опасной.
Большинство крупных предприятий и транспортная система Бурятии были построены еще в 30-60-е годы прошлого века. Требования сейсмостойкости в то время, конечно же, были иными. Никаких мероприятий по укреплению или перепрофилированию этих объектов, по большему счёту, не проводилось.
Половина дефектов на этапе строительства
Опасения у специалистов вызывают не только старые здания, которые эксплуатируются десятки лет: новостройки также обладают недостаточной сейсмостойкостью. Как сообщил на прошлогоднем заседании совета по науке и инновациями и. о. директора Геологического института Андрей Цыганков, 50 % дефектов возникают на стадии строительства, 20 % – в процессе эксплуатации и 30 % – из-за ошибок при проектировании.
Тогда же в министерство строительства заявили: только на проведение научных работ по повышению сейсмоустойчивости зданий по всей республике потребуется порядка 250 миллионов рублей.
- Это очень большая сумма, – заметил глава республики Вячеслав Наговицын. – Понимаю, нужно провести обследование каждого дома. Но всё-таки я склоняю вас оценить ситуацию, исходя из типовых конструкций усиления. Если дома попали в девятибальную зону, мы должны знать, сколько примерно нужно на усиление сейсмоустойчивости – чтобы выйти с этой аналитической запиской на правительство России. Если нет понимания, мы можем «загнать» проблему в угол. Хотелось бы получить предварительную аналитику.
Он также указал не необходимость создания дополнительных сейсмических станций.
- Чтобы мы могли своевременно предупреждать людей: это для них сегодня даже более актуально, чем сейсмоусиление. Сейсмоусиление растянется на годы, а мы должны владеть информацией, знать, какие меры предпринимать, чтобы в случае возникновения чрезвычайной ситуации можно было вовремя подать сигнал населению, – заметил Наговицын. – Эту тему надо поднимать и обсуждать, привлекать научное сообщество, наших депутатов Госдумы и Федерального Собрания. Вопрос очень важный, но очень сложный в финансовом плане. Нам самим просто не справиться. Просить деньги сейчас – бесполезное занятие.