Напомним, о намерениях соседнего государства создать собственные ГЭС широкая общественность узнала ещё в 2012 году. Тогда Всемирный банк выразил готовность профинансировать проект МИНИС по развитию инфраструктуры горнорудной промышленности. Речь шла как минимум о двух гидроэлектростанциях – на самой Селенге и на её притоке – реке Орхон. В 2013 году появился и третий проект – на реке Эгийн-Гол. Таким образом монголы планировали решить проблему дефицита электроэнергии.
«Надеюсь, что наши братья понимают это»
На днях в интервью газете «Восточно-Сибирская правда» директор управления проектом ГЭС на Эгийн-Гол Д. Одхүү заявил, что строительство гидроэлектростанций – жизненно важный вопрос для страны, передаёт ARD.
- Монголия нуждается в водных ресурсах, – подчеркнул он. – В последние 10-15 лет опустынивание поражает своими темпами. Конечно, вода является насущной потребностью для нации. Кроме того, стоимость электроэнергии из России растёт. Гамлет сказал: «Быть или не быть?». Такой же вопрос стоит и перед нами. Вот почему у нас нет выбора, кроме как реализовать этот проект для существования Монгольского государства. Надеюсь, что российские граждане, в том числе наши кровные братья – бурятский народ – понимают это.
Он добавил, что технико-экономические показатели проекта на реке Эгийн-Гол разработала компания, которая построила Бочуганскую ГЭС в России.
- Чтобы пополнить водохранилища Бочуганской ГЭС, воды Байкала сливают в Ангару. Вот почему его уровень снижается. Но при этом российская сторона обвиняет во всех бедах недостроенную монгольскую ГЭС. Это просто неприлично. Если так продолжится и дальше, то не монголы, а русские уничтожат священное озеро Байкал, – отметил Д. Одхүү.
Как ранее сообщал infpol.ru, именно проект гидроэлектростанции на Эгийн-Гол вызывает особые опасения у учёных. Монгольская сторона никаким образом не сообщила о нём России, хотя подобного рода договорённости существуют между странами с начала 2000-х. Но что строительство объекта стартовало, в соседнем государстве не отрицали. Выдвигались железные аргументы: поскольку это внутренняя река, строить на ней можно. Но, как уже отмечалось, она является и одним из притоков Селенги. А потому угроза для главной артерии Байкала и самого озера сохраняется.
«Вы должны нам верить»
Не утихают споры и вокруг ГЭС «Шурен» на Селенге. В прошлом году общественное волнение усилилось в свете резкого обмеления Байкала. На экологические риски, связанные со строительством этого объекта, неоднократно указывал и глава Минприроды России Сергей Донской. Впрочем, в мае 2015 года монгольская сторона заявила, что не поддержит проект, который может негативно повлиять на экосистему озера.
- ГЭС не будет. Мы должны всем миром защищать Байкал. Многим хочется, чтобы Россия и Монголия между собой не ладили. Но вы должны всегда верить, что нам, монголам, Байкал очень дорог, – отметил депутат Великого Государственного Хурала Монголии Зоригт Монхчулуун.
Интересы не учли
Однако спустя полгода стало окончательно ясно: монголы не намерены отказываться от проекта. В середине января «Агентство социальной информации» (АСИ) сообщило, что монгольская сторона опубликовала техническое задание на разработку оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и региональной экологической оценки проекта. Причём интересы местных жителей при разработке документа не учли.
Неравнодушные граждане подписали обращение к главе республики Вячеславу Наговицыну. Они попросили посодействовать в организации общественных слушаний в Кабанском районе – чтобы донести мнения и опасения жителей республики до правительства Монголии и потенциальных инвесторов проекта. Кроме того, экологи написали жалобу в инспекционную службу Всемирного банка – именно на его помощь рассчитывали монголы при строительстве гидроэлектростанций на Селенге и реке Орхон. Впрочем, уже тогда директор Бурятского регионального отделения по Байкалу, известный эколог Сергей Шапхаев сообщил infpol.ru, что финансовая организация встала на сторону учёных и общественников Бурятии.
Нет финансирования
В конце февраля строительство ГЭС на Селенге было приостановлено.
- На сегодняшний день этот проект находится не в такой активной стадии. Нет финансирования, соответственно, монголы не знают, как это будет продолжаться, – сообщил тогда министр природы России Сергей Донской. – Мы со своей стороны запросили и проводим оценку наработанных материалов, как и раньше, не оставляем этот вопрос без внимания.
Глава Минприроды добавил, что российская сторона поднимает вопрос об отмене строительства гидротехнических сооружений и, в частности, ГЭС «Шурэн», на всех заседаниях двусторонних комиссий, которые Россия и Монголия проводят с 2014 года. Москва подключила ряд международных организаций, которые взяли ситуацию под контроль, в том числе и Всемирный банк, который должен финансировать монгольский проект.
«Вложенные средства будут погублены»
На одном из заседаний в Минприроды России, которое состоялось в апреле эксперты рассмотрели техническое задание по Шурэнской ГЭС и пришли к выводу: реализация проекта чревата катастрофическими последствиями. Одно из них – землетрясения.
Кроме того, в зоне предполагаемого «затопления» находится около 300 тысяч га восстановленного леса. Это чрезвычайно сложный эксперимент, который был реализован в Монголии ещё в советское время. Теперь же зелёные насаждения могут оказаться под угрозой уничтожения.
- Вложенные средства и силы будут погублены, затопление леса, в свою очередь, пагубно отразится на экологии региона, – отметил тогда начальник российской части совместной российско-монгольской комплексной биологической экспедиции РАН и АНМ (СРМКБЭ) Пётр Гунин.
На территории будущих подтоплений находятся также посевные площади твёрдых сортов пшеницы. К чему приведёт их изъятие из хозяйственного оборота – неизвестно. А ещё там расположены памятники культуры периода Тюркского каганата и семь крупнейших буддийских монастырей.
Дефицит воды
В ходе заседания министр природных ресурсов Бурятии Юрий Сафьянов подчеркнул: оценка воздействия на окружающую среду проекта ГЭС «Шурэн» недостаточна, отсутствует анализ влияния антропогенного воздействия на устье реки и озеро Байкал. Он также напомнил, что в республике наблюдается режим маловодья, реки обмелели, в прибрежных сёлах из колодцев ушла вода.
В Минприроды России предложили обмениваться мнениями «на профессиональном уровне».
- Очень важно руководствоваться не эмоциями, градус которых у российской общественности зашкаливает, а рациональным подходом с использованием научных и экспертных данных, – считает директор Департамента международного сотрудничества Нуритдин Инамов.
Он отметил: поскольку строительство ГЭС может отразиться на состоянии объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – озера Байкал, речь идёт уже о международном проекте. В связи с этим необходимо задействовать имеющиеся инструменты конвенции ЮНЕСКО, конвенции о трансграничных водотоках и международных озерах и, возможно, конвенции ЭСПО.
К слову, учёные из Бурятии намеревались предложить Монголии и вовсе отказаться от строительства ГЭС и вырабатывать электроэнергию за счёт других источников. По словам Сергея Шапхаева, такой вариант есть и он вполне реален. Пойдёт ли на уступки Монголия – сказать сложно. По словам экологов, с осени 2014 года в стране заработала настоящая «пропагандистская машина» в поддержку возведения ГЭС, которые обеспечат энергонезависимость Монголии.