Налог на добавленную стоимость относится к числу налогов, формирующих федеральный бюджет. При этом данный налог очень сложен с точки зрения налогового администрирования, что до недавних пор открывало для недобросовестных налогоплательщиков возможности для различного рода махинаций.
С 2015 года ситуация изменилась в корне. Внедрение автоматизированной системы контроля АСК НДС позволило налоговой службе получить крайне эффективный инструмент для наведения порядка в этой области.
В разных странах решают вопросы, связанные с администрированием налогов, анализируя счета в банках и финансовые трансакции. ФНС России смогла выстроить эту систему по-другому. Сейчас налоговая отчетность стягивается в центры обработки данных, книга учета покупок и продаж сделана приложением декларации по НДС, а сама декларация вместе с приложениями подается в электронном виде. Автоматизированная система контроля АСК НДС позволяет весь этот массив оперативно обработать – в течение нескольких дней. Благодаря этому налоговые органы оперативно видят все выставленные поставщиками фактуры, и как они учтены потребителями.
Что это означает? Если все сделано законно, то все покупки и продажи должны зеркально отобразиться и у поставщика, и у потребителя и "сойтись" между собой. Если кто-то их не отразил — это разрыв. И все поставщики, которые не заплатили НДС, таким образом, видны налоговой службе. Такой механизм позволяет снизить нагрузку не только на налоговые органы, но и, что важнее, на бизнес. Ведь налоговый орган может уже не проверять всех подряд, а сосредоточиться только на местах разрывов в цепочке. А АСК НДС все эти цепочки анализирует на предмет выявления разрывов и автоматизирует даже процесс формализации актов.
Таким образом, теперь при обработке электронных деклараций по НДС в течение пяти дней налоговый орган может быстро принимать меры к нарушителям вплоть до блокирования счетов.
С другой стороны, налоговая служба получила возможность оперативно снимать разногласия с налогоплательщиком, не прибегая к крайним мерам. Вызывая налогоплательщика, налоговый орган показывает ему сразу, где обнаружен разрыв— и на основании этого строится диалог. Как показывает практика, абсолютное большинство предпринимателей не хочет иметь таких проблем, и соглашается уточнить свои налоговые обязательства.
Благодаря этой тенденции, общий объем начислений по НДС по Республике Бурятия за 2015 год по сравнению с 2014 годом возрос на 173 млн. руб. или 4,7%.
Резюмируя, можно сказать, что как это ни парадоксально, новые, более эффективные инструменты контроля налоговой службы, способствуют снижению надзорной нагрузки на бизнес.
Налоговая служба, чтобы налогоплательщики не допускали нарушений, проводит с ними семинары, Дни открытых дверей, направляет по телекоммуникационным каналам связи информацию об изменениях налогового законодательства, информирует через СМИ, и фактически, используя новые механизмы контроля, создает такую среду, в которой все налогоплательщики имеют справедливые и равные условия для ведения бизнеса, что положительно влияет на развитие делового климата в стране.
Пресс-служба УФНС России по Республике Бурятия