Одной из приоритетных задач, стоящих перед немецкими военачальниками в ходе битв за Кавказ, являлся выход через перевалы Главного Кавказского хребта к городам Гагра, Гудаута, Сухуми с последующим нанесением удара по направлению Кутаиси — Батуми.
Конечно, в первую очередь значение имела нефть! В Бакинском нефтяном районе добывался 71% советской нефти, в Грозненском и Майкопском районах — свыше 24%.
«Моя основная мысль — занять область Кавказа, основательно разбив русские силы. Если я не получу нефть Майкопа и Грозного, то буду должен прекратить войну», — заявил Гитлер 1 июня 1942 года на совещании в штабе группы армии «Юг».
Операция «Эдельвейс»
Операция по захвату Кавказа носила кодовое название «Эдельвейс». В центре села Псху началась активная подготовка к обороне. В ночь с 25 на 26 августа бойцы Красной Армии выдвинулись навстречу противнику и заняли оборону в слиянии рек Ахей и Баул.
С немецкой стороны в горы шли хорошо обученные, полностью укомплектованные, обеспеченные специальным альпийским снаряжением части. В экипировку личного состава входили удобные и крепкие горные ботинки, палатки, спальные мешки, темные очки, ледорубы, веревки, карабины. Все вооружения, боекомплект и провиант были приспособлены для вьючной транспортировки. Немцы заняли 27 августа село Псху, впоследствии переименованное горными стрелками Штеттнера «Айнедсбах» — «Глухомань у ручья».
Для бойцов Красной Армии бои были осложнены тем, что приходилось подниматься на перевалы 2500 метров над уровнем моря, таща на себе снаряды, винтовки, минометы и мины. Перевалы минировались, взрывались, переправы строились одним противником и взрывались противоборствующей стороной. В этом раю оказались все вместе и русский, и чеченец, и грузин, и осетин, и белорус.
Косили немецкие автоматы наших молодых мальчишек, многие из которых горы-то видели впервые в жизни. Фашисты, заняв ключевые точки на перевалах и вершинах гор, расстреливали почти в упор наших солдат. Освободили наши части село Псху 8 сентября 1942 года. Около 600 — 700 бойцов собрали с перевалов, с переправ, с гор и похоронили всех вместе в одной братской могиле.
На могиле отца
Похоронка на Семена Тезикова пришла в Улан-Удэ в конце 1942 года. И только через много лет его дочь, Нина Семеновна, смогла побывать на могиле отца. Село Псху высокогорное, и только в три летних месяца можно туда проехать на джипе. В 1986 году она пробовала через Сухуми добраться в Псху, но была весна и опасность схода лавин большая, дороги были закрыты. В сентябре 2015 года Нина Семеновна со своим внуком Андреем все-таки смогла побывать на могиле отца. Проезжая по серпантину, они видели, что на всех горах и перевалах стоят обелиски и памятники, без фамилий, просто с красной звездой. Это значит, что еще много людей не знают, где погиб их отец, брат.
Низко поклонилась она на могиле отца, на памятнике которого написаны проникновенные слова Р. Рождественского: «Помните! Через века, через года, — о тех, кто уже не придет никогда, помните!». Она плакала и рассказывала о том, что мама выполнила его последний наказ, сберегла детей (в августе 1941 года родилась еще одна дочь — Ираида), о том, что мама ждала его в Улан-Удэ до 1945 года, надеялась, вдруг ошибка и муж остался жив. Только после повторной похоронки семья уехала в Кировскую область. «Ты погиб, защищая нашу Родину, но ниточка не прервалась, у тебя пять внуков и два правнука, которые помнят о твоем подвиге и свято хранят твои фотографии. Они прочитали и просмотрели все, что есть в интернете о боях на перевалах Абхазии», — рассказывала Нина Семеновна.
Встреча с земляками
Нина Семеновна сейчас живет в Волгограде. По телевизору увидела репортаж о том, что в Бурятии ведутся съемки фильма о воинах-сибиряках, которые воевали в Сталинграде, и что коллектив киностудии MonUIAFilms приезжает в Волгоград, и решила найти коллектив и поддержать его, рассказать о своем отце. Она познакомилась с режиссером фильма СолбономЛыгденовым, с продюсерами А. Сапожниковым, А. Урбазаевым, Э. Тумуровой, Эрдыни-ламой. Она обнимала, гладила руки и плакала. В ее слезах, в ее прикосновениях была боль всех послевоенных детей, которые видели и знали своих отцов только по фотографиям. Она хотела впитать ту маленькую частичку, которая связывала нашу съемочную группу с ее далекой родиной (сама она родилась в Улан-Удэ в 1939 году).
Нина Семеновна поблагодарила всю киносъемочную группу за то, что они начали снимать фильм о воинах-сибиряках, которые воевали, умирали на фронтах Великой Отечественной войны. «Это будет и память о моем отце и дяде, который тоже погиб 19-летним пареньком. Пусть все знают, как самоотверженно воевали сибиряки», — отметила Нина Семеновна.
Она попросила узнать о своем отце и дяде хоть что-нибудь. По фамилии матери в Книге Памяти Кировской области было только написано, что С.В. Тезиков был призван Заиграевским военкоматом Бурят-Монгольской Республики. Даже год рождения отца она не знала. Съездив в Заиграевский район, в местном военкомате я взяла справку о том, что действительно Семен Васильевич Тезиков, 1915 г.р., призвался Заиграевским РВК 13 июля 1941 года (погиб 4 сентября 1941 года в с. Псху Абхазской АССР — это было известно из похоронки). Дядя, Николай Михайлович Михалев, 1923 г.р., призвался Заиграевским РВК 25.02.1942 г., пропал без вести 22.12.1942 г. (полевая почта — в/ч 1776, часть 601). К сожалению, больше ничего не удалось узнать. Учетных карточек в военкомате нет.
Вместе со статьей в газете «Информ Полис» вышлем в Волгоград эти две справки. Соединяя два наших города и наши сердца ниточкой памяти.
М. Пескова,
член литературной коллегии MonUlaFilms