Напомним, к подготовке нового кризисного прогноза на 2016-2019 годы ведомство приступило несколько месяцев назад. Доработанный документ был опубликован на днях. Минэкономразвития РФ по-прежнему рассчитывает выйти к 2019 году на ВВП в 4,5 %. Для этого предлагается «замораживание» зарплат с последующей компенсацией, сообщает «Коммерсант».
Согласно документу, реальные доходы населения в 2016 году снизятся на 2,8 %, в 2017 – на 0,3 %. Сокращение реальных пенсий составит 4,8 % и 2 % соответственно с дальнейшей индексацией только по уровню инфляции до 2019 года. Число бедных, по расчётам министерства, в период с 2015 по 2018-ый год увеличится с 13,1 % до 13,9 %.
Как отмечает «Ъ», цель такого демонстративного «затягивания» поясов – ускорить рост инвестиций.
- Их источниками в этой схеме будут не столько сбережения населения, сколько корпоративные прибыли. Оставаясь в 2017 году на том же уровне, что в 2015-м, в год президентских выборов они должны вырасти на 12 %, а в 2019-м – на 10,8 %, – пишет издание.
Выходить из рецессии Минэкономразвития планирует также за счёт инвестиций из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и бюджета в «системообразующие и эффективные проекты», а также сокращения потребления энергии.
- Сам по себе описанный целевой сценарий – не альтернатива структурным реформам. Так, увеличение пенсионного возраста, изменение структуры расходов федерального бюджета, реформа трудового рынка им не противоречат, – уточняет «Ъ». – Главный парадокс в том, что переход к экономическому росту, оплаченный «голодным» для населения 2017 годом, в расчётах Минэкономики сопровождается довольно быстрым сокращением занятости при общей безработице, падающей до докризисных 5,6 %.
«Это одно из предложений»
Издание подчёркивает: сценарий ручного управления, предложенный Минэкономики, конечен. В 2020 году – вне зависимости оттого, выйдет экономика России на уровень роста в 4,5 % ВВП в год или нет, госсредства на дальнейшее его стимулирование будут в основном израсходованы.
«Замораживание» зарплат на время экономического кризиса прокомментировал пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.
- Это одно из предложений. Продолжаются поиски точек роста российской экономики. Тема, скажем так, оптимизации бюджета, расходов. Она постоянно находится на повестке дня, постоянно обсуждается. Пока говорить о какой-то чётко сформулированной позиции не приходится, – цитирует Пескова «РИА Новости».
Госдума против
Окончательное решение остаётся за президентом страны. К слову, в Госдуме поддерживать инициативу ведомства не намерены. Спикер нижней палаты российского парламента Сергей Нарышкин напомнил, что регулирование зарплат в частном секторе не входит в компетенцию Минэкономразвития, а сокращения доходов бюджетников депутаты не допустят, передаёт НТВ. Впрочем, в интервью «Аргументам и фактам» помощник главы министерства Елена Лашкина сообщила, что предложение ограничить рост зарплат – целевой вариант, а не рекомендации для владельцев бизнеса.
Отметим, ранее власти заявляли, что ближайшие три года могут стать самыми сложными в истории Бурятии.
- Мы живём в непростые времена, в условиях санкций. Снижается и финансовая поддержка со стороны федерального центра, темпы роста промышленности падают, – отметил на внеочередном заседании правительства в октябре глава Бурятии Вячеслав Наговицын. – В такой ситуации находится большинство субъектов России. У нас непростая задача на будущий год: предстоит слаженная и организованная работа, консолидация всего общества – для того, чтобы добиться успеха и в спокойном режиме пройти 2016 год. Возможно, он будет одним из самых сложных – как в судьбе нашей страны, так и Бурятии.
Два пути
Минувшей осенью в Минэкономики Бурятии разработали два варианта развития экономики – базовый и оптимистичный. Первый лёг в основу республиканского бюджета на 2016 год. Этот вариант учитывает вероятность дальнейших антироссийских санкций, а также слабый рост инвестиционного и потребительского спроса и объёмов промышленного производства.
Во всех базовых отраслях – транспортном машиностроении, энергетике, обрабатывающей, добывающей и лёгкой промышленности – ведомство предрекало «положительные тенденции».
- Рост производства в 2016-2018 годах к уровню 2015-го составит свыше 106 % по первому варианту и свыше 109 % – по второму, – отметила тогда экс-министр экономики республики Татьяна Думнова.
Согласно прогнозу, крупные предприятия республики – ЛВРЗ и Улан-Удэнский авиазавод – продолжат реализацию программы модернизации. Суммарный объём инвестиций в них за три года должен составить более 4,5 млрд. рублей. Большие надежды власти возлагают на Улан-Удэнское приборостроительное объединение: сегодня предприятие активно включилось в программу импортозамещения, оно изготавливает для оборонных предприятий детали, которые раньше закупались за границей.
В ведомстве сообщали, что ситуация на рынке труда будет складываться в зависимости от общей социально-экономической ситуации: в 2016 году рост инфляций составит ориентировочно 10,3 %, к 2018 году она замедлится до 6 %, а безработица через три года должна снизиться до 7,9 %
Индикаторы под угрозой
Присутствовавший тогда на заседании профессор ВСГУТУ и член Общественного совета при Минэкономики Бурятии Виктор Беломестнов раскритиковал прогноз социально-экономического развития.
- Сложно прогнозировать конкретные индикаторы. Уверен, что через три года они не будут выполнены. Скорее всего, надо говорить о пропорциях в экономике, степени её развития и выполнении социальных обязательств. Есть ещё один момент – необходимо отойти от федерального патернализма. Пора понять, что Россия не может до 2020 года давать инвестиции в Бурятию. Крупные проекты, наверное, будут реализованы, а остальные – заморожены. Денег нет у страны. Правительству республики и бизнесу нужно проявить большую активность, – порекомендовал Виктор Беломестнов. – В любом случае, должно быть движение вперёд.
Его поддержал вице-спикер Народного Хурала Вячеслав Ирильдеев.
- Из года в год мы рассматриваем базовый и оптимистичный варианты. Но спрос на рынке жилья падает, долги населения растут. Потребительский спрос будет очень сложным. Думаю, пора выбирать между умеренно-пессимистичным вариантом и умеренно-оптимистичным, – заявил Ирильдеев. – Мы смотрим немного оптимистично.
«Нужна стабилизация в мире»
На итоговой же пресс-конференции в декабре глава Бурятии Вячеслав Наговицын заявил, что 2016-ый год может быть не хуже минувшего.
- Говорить сейчас о том, что мы прошли пик кризиса, не совсем правильно. В 2015 году у нас был подъём. Очень мало субъектов в России, которые заканчивают год с положительными результатами, а у нас результаты положительные, – подчеркнул он.
Руководитель региона отметил, что позитивные итоги основаны на результатах работы предприятий- экспортёров и добавил, что прогнозировать повторение ситуации «надо очень аккуратно».
- Если авиазавод не заключит в таком же объёме экспортные контракты, объём денежной выручки у него упадёт. У нас всё сложнее, чем в целом по России, потому что страна опирается на нефтяную и газовую отрасль. У нас их нет. Мы зависим от многих факторов, – добавил глава. – Надо признать, что все предприниматели заняли выжидательную позицию. Роста реальной заработной платы сегодня нет, есть номинальный рост, высокая инфляция, реальная зарплата в отрицательной зоне. Так произошло. Несмотря на то, что общее положение в экономике неплохое, заработная плата не растёт. Все хотят создать «подушку безопасности», нужна стабилизация в мире.