После «черного вторника», когда «БайкалБанк» внезапно остановил свою работу, прошло ровно 3 недели. Руководство банка обещало в кратчайшие сроки восстановить работу. Но, похоже, приободряющие заявления больше смахивают на пустые обещания.
До сих пор офисы кредитной организации не функционируют в обычном режиме, а жители Бурятии и предприниматели сталкиваются с трудностями.
В то же время странно, что до сих пор никто не задался простым вопросом: «А что из себя представляет такая мощная для региона структура как «БайкалБанк»? Как случилось, что стабильно работающий банк в один миг превратился для жителей республики в темную лошадку, на которую делать ставки теперь стало опасно.
Попробуем с этим разобраться.
Знать их в лицо
Прежде всего, нас заинтересовало, кто же те люди, которые рулят процессом и допустили столь опасную ситуацию для себя, акционеров, партнеров и обычных граждан республики.
Давайте знакомиться. В составе совета директоров числится Егоров Вадим Николаевич. В 1990-х годах он некоторое время оттачивал свои навыки в Социальном пенсионном банке «Социумбанк», в АКБ «Азиа-Траст». Избирался депутатом Народного Хурала Республики Бурятия третьего созыва. Порядка 18 лет является председателем правления «БайкалБанка».
В элиту банка входит и заведующая кафедрой «Финансы и кредит» ВСГТУ Багинова Виктория Матвеевна, возможно, родственница известного экономиста Багинова Иннокентия Петровича. Кстати, он также работает на той же кафедре.
Гендиректор ООО «Европа» Михалев Алексей Иванович также входит в состав совета директоров. И вместе со своим бизнес-партнером Лисихиным Василием Васильевичем вкупе владеет 8,19 процентами акций банка.
Заметим, более 4 процентов акций принадлежат родной сестре Алексея Ивановича Галине Михалевой, участнице ООО «Корпорация Арт-Медиа».
Деньги ушли на мясо?
Другие держатели акций так же люди известные и «держат» довольно крупные организации нашего города. К примеру, члены публичного акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Сибирский капитал» в общей совокупности имеют 10,89 процентов акций банка.
Акциями владеют и представители таких организаций как коммерческий банк «Судостроительный банк», ООО «Оптовая база» Третий разъезд», ООО «Фабрика», ООО «Импэкс-Центр», ООО «Витимснаб», ООО «Улан-Удэ Сеть».
Среди акционеров БайкалБанка числится председатель совета директоров ООО «Бурятмяспром» Александр Венидиктов. Он, кстати, больше всех любит злоупотреблять «дружбой» с банком. Так, только в 2014 году он 13 раз (из 17 крупных сделок) просил у банка кредиты и ипотечные займы на общую сумму 764 млн. 573 тыс. рублей.
Открыли филиалы
Напомним, уже несколько лет идет масштабное расширение «БайкалБанка». Новые офисы открываются не только в Москве и по Бурятии. В Республике Крым только за 2014 год открылось 13 филиалов. Однако положительные показатели филиалов еще не говорят о том, что банк в целом финансово успешен.
- Разветвленная сеть не есть показатель финансового состояния «БайкалБанка». При этом ее нельзя назвать «хорошей разветвленной сетью», - отмечает доктор экономических наук Виталий Буров.
Прогорели на золоте
Отметим, доходы, полученные «БайкалБанком» в том году, составили 8,7 млрд. рублей. «Рост за год на 97 % или 4,3 млрд. рублей произошел в большей мере за счет доходов, полученных от переоценки драгоценных металлов и иностранной валюты» - написано в годовом отчете банка.
В то же время по сравнению с 2013 годом расходы банка увеличились и составили 8,6 млрд. рублей. Притом отрицательная переоценка драгоценных металлов и иностранной валюты составила большую часть расходов, а именно 5,5 млрд. рублей. Не исключено что в 2015 году (пока ББ не опубликовал свой отчет за 2015 год - прим. ред.) ситуация повторилась и банк не просчитав рисков просто «заигрался с драгоценными металлами и валютой».
Подвели неплательщики
В последнее время банк старался выдавать меньше кредитов. Только в 2014 году просроченная задолженность физлиц увеличилась в 2 раза, с 96,9 до 213,3 млн. рублей.
Корпоративным клиентам в тот же год банк выдал 11 млрд. рублей, а малый и средний бизнес получил порядка 10 млрд. рублей. Портфель ссуд банка, выданных физическим и юридическим лицам, в 2014 году составлял почти 71% активов. Притом по всем пунктам просроченная задолженность с каждым годом только увеличивается.
Кстати, именно кредитный риск согласно отчетов самого «БайкалБанка» является самым опасным.
Никто не спасет?
В мировой практике операции по спасению банков в условиях финансового и экономического кризиса выглядят примерно так: государство выдает кредитные ресурсы под залог акций организации. После этого у банка два пути: либо он со временем закрывает долги, либо государство входит в его управление и принимает прямое участие в капитале.
Однако в нашем случае даже смешно предполагать, что правительство республики предоставит какую-либо серьезную поддержку ББ.
- Печальный опыт «Макбура», «Амты» и других компаний показывает, что правительство РБ отделывается декларативными заявлениями. К сожалению такая ситуация характеризует большинство субъектов страны. Необходимо сначала разработать на федеральном уровне механизм, который позволит регионам участвовать в поддержке кризисных предприятий, - считает экономист Буров.