Байкал
1951

Финский журналист искупался в Байкале

«Погружение» в священное озеро он запечатлел на видео

Скриншот с сайта ruutu.fi

Корреспондент финского издания «Helsingin Sanomat» (HS) в России Пекка Хакала отправился в путешествие по стране в конце апреля. Он  поставил перед собой цель – показать «другую» Россию, вне Санкт-Петербурга и Москвы, а об увиденном рассказывать в путевых заметках.

За тысячу евро журналист приобрёл «Ладу» – идентичную той, что продавали в Финляндии 30 лет назад, и на ней отправился в долгий путь от Выборга до Владивостока.

На днях Пекка Хакала побывал на бурятской стороне Байкала. Публикация, посвящённая визиту в республику, появилась в  «Helsingin Sanomat» 20 мая. Перевод статьи приводит «ИноСМИ.ru».

-  Двухдневное восточносибирское жаркое лето закончилось дождём со снегом на пути из Иркутска вдоль южного берега Байкала к Дальнему Востоку и Улан-Удэ –  столице Бурятии. Дорога извивалась серпантином по невысоким горам, и скоро дождь со снегом перешёл в настоящий снег. В конце концов, дорога спустилась к маленькому городу Култук –  самому западному на побережье Байкала, – вспоминает корреспондент.

Дорога, по его словам, была отличной. Рассказал финский журналист  и о своих случайных попутчиках.

- За всё время пути я встретил всего шестерых голосующих. Всё меньше людей по всему миру путешествуют автостопом, и в этом можно обвинить Интернет: сейчас все договариваются о помощи в дороге через социальные сети. Я подвёз троих, мимо остальных проехал, не останавливаясь – из-за ситуаций на дороге или своего плохого настроения, – признаётся Хакала.

Татарская девушка из  Челябинской области  не проронила ни слова. А вот второй пассажир поделился с финном своей невесёлой историей.

- Двадцатилетний Николай, которого я вёз до города Кемерово, был очень зол. Три месяца назад он выехал из-под Владивостока на строительные работы в Краснодар в южной части России. Это почти 9 тысяч километров от его дома. Его привлекла месячная зарплата в размере больше тысячи евро – в  четыре раза больше, чем дома. К сожалению, ему не выплатили ни копейки, и Коля возвращался домой без денег, – пишет Пекка Хакала.

Попутчик посоветовал корреспонденту упомянуть в статье, «российские работодатели могут кинуть». А мужчина в камуфляже – Евгений Вагин –  подсевший к корреспонденту  у берега Байкала, по его словам, оказался «человеком, настроенным очень положительно». Он ехал домой в посёлок Каменск.

- Я спросил его, где можно остановиться, чтобы поплавать в Байкале. Говорят, купание в его воде творит чудеса. Женя на мгновение задумался и предложил место с песчаным берегом и переходом под Сибирской магистралью. Железная дорога как раз проходит между автодорогой и берегом, – рассказывает Пекка Хакала.В нужном нам месте велись строительные работы, зная о которых я объехал ряд грузовиков. Прямо там я не хотел останавливаться, и местный гид предложил следующее место –  в западной части небольшого городка Бабушкин.

Место, выбрано для купания, финскому корреспонденту понравилось.

- Когда мы добрались, стало понятно, почему Женя его выбрал: под железнодорожным мостом течёт источник, из которого он набрал чистой воды во все пластиковые бутылки, которые нашел у дороги. Здесь, говорят, лучшая вода, и она полезна для детей, – делится журналист.

Погружение в Байкал Пекка Хакала запечатлел на видео.

Феномен Итигэлова

Корреспондент посетил ещё одну достопримечательность – Иволгинкий дацан. В другой публикации он рассказывает о своих впечатлениях и сравнивает Хамбо-Ламу Итигэлова с датским религиозным деятелем Оле Нидалом.

- Условия, в которых проживают на территории монастыря 150 учеников, монахи и лама – вполне сносные. Однако, главная «достопримечательность» этого места находится внутри самого красивого храма. Это Даши-Доржо Итигэлов, или Пандито Хамбо-Лама XII, который умер в 1927 году. Или, по мнению его последователей, никогда не умирал вовсе, – подчёркивает  Хакала. – Хамбо-Лама XII был важным религиозным деятелем во времена Николая II, главой буддизма в Восточной Сибири, а также основал первый буддийский храм в Санкт-Петербурге.

Корреспондент пишет о буддизме после Октябрьской революции и во времена «сталинских репрессий»

- После того, как к власти пришел диктатор Иосиф Сталин, в 1920-е годы положение дел быстро изменилось. В конце десятилетия началось время «воинствующего атеизма», когда арестовывали священников, уничтожали церкви, была запрещена «религиозная пропаганда», а государственный «Союз воинствующих безбожников» начал агрессивно вести свою пропаганду. В 1926 году Хамбо-Лама понял, что нужно делать. Согласно легенде, он посоветовал монахам бежать от учения красных. Сам Хамбо-Лама принял позу лотоса, начал читать мантру и умер. Монахи похоронили его в этой позе в секретном месте в  тридцати километрах к юго-западу от Иволгинска, – рассказывает журналист.

Война заставила Сталина понять, что народ нельзя мобилизовать лишь новыми учениями. Деятельность религиозных групп началась вновь, но на этот раз под тщательным контролем службы безопасности КГБ и государства, говорится в публикации.

-  Маленький деревянный храм в Иволгинске открылся в 1946 году. Здесь находился единственный действующий буддистский монастырь за все годы существования коммунистической власти. Бурятские монахи не забыли ламу, – отмечает журналист. –  Следуя его наставлениям, они откопали тайное захоронение в 1950-х годах и были поражены: тело сохранилось настолько хорошо, словно лама скончался всего несколько часов назад.  Учителя вновь временно перезахоронили, опасаясь гонений. О чуде стало известно лишь в 2002 году, когда тело ламы было перевезено в храм Иволгинского монастыря.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях