В Новосибирске прошел театральный фестиваль «Ново-Сибирский транзит» — один из важнейших российских театральных форумов, объединяющий театры Урала, Сибири и Дальнего Востока. Напомним, лучшим спектаклем была признана постановка художественного руководителя ГРДТ им. Бестужева Сергея Левицкого «Фронтовичка». О мероприятии рассказывает издание «Коммерсант».
Фестиваль-конкурс в Новосибирске, придуманный и образцово организованный знаменитым театром «Красный факел», не зря считают своего рода филиалом «Золотой маски» по разделу драматического театра: здесь строго следуют профессиональным принципам отбора, работают экспертный совет критиков и жюри. Да и как неформальный форум-платформа, собирающий актеров, режиссеров, менеджеров и критиков со всей страны, «Транзит» не знает себе равных за пределами двух столиц. В них, в столицах, разговоры о том, что процесс омоложения режиссуры на дальних просторах страны идет плодотворно и что в последние годы то там, то здесь возникают новые месторождения театра, многие воспринимают скептически.
Но в течение фестивальной недели правоту этих утверждений каждый желающий может почувствовать чуть ли не физически. И вердикт «транзитного» жюри — особенно на фоне охранительно-осторожных решений недавней «Золотой маски» — если и не фиксирует, то уж точно поддерживает тренд на быструю смену поколений и трансформацию театрального пейзажа. Так, без наград остались не только признанные мастера, например новосибирец Сергей Афанасьев и Алексей Песегов из Минусинска (притом что оба режиссера показали весьма сильные и содержательные работы — «Ревизора» и «Колыбельную для Софьи»). Но и из тех, кто еще вчера был совсем молодым, а сейчас, молодым и оставаясь, составляет костяк новой режиссуры, отмечен только Роман Феодори за постановку «Биндюжника и короля» в Красноярском ТЮЗе. Всего лишь приз за лучшую мужскую роль второго плана взял прославленный Омский театр драмы. А в двух главных номинациях победили театры из городов, не считающихся театральными центрами,— Серова Свердловской области и Улан-Удэ. И поставили их режиссеры, чьи фамилии пока знают даже не все театральные эксперты,— Андреас Мерц-Райков и Сергей Левицкий, худрук Русского театра из столицы Бурятии.
Через ложь и официоз
Сергей Левицкий обстоятельства, в которых происходит действие пьесы Анны Батуриной "Фронтовичка", не меняет — в истории из послевоенной жизни о возвращении с фронта молодой женщины все слова и повороты сюжета вроде бы на своих местах. "Фронтовичку" до Левицкого ставили много раз, но всегда примерно одинаково — в реалистическом ключе, с попытками как можно более правдоподобно и достоверно вжиться в характеры героев. Молодой режиссер интуитивно понял, что правдой «проживания» сегодня к сердцу зрителя не пробиться — особенно если речь идет о военной теме, отравленной ложью и бездушием казенного официоза.
В Театре имени Бестужева из Улан-Удэ "Фронтовичка" поставлена как искаженное, гротескное воспоминание, клонящееся то в страшный сон, то в удалой танец под звуки живого оркестра. Этот почти эпический человеческий пейзаж лишен какой-либо победной эйфории, потому что мир навеки испорчен и искорежен войной — как мятое железо, из которого сделан двухэтажный барак, где живут герои. Сергей Левицкий придумывает выразительные и буквально бьющие наотмашь сценические метафоры, как, например, рояль, используемый, кажется, как угодно, но только не в качестве музыкального инструмента. Война осталась в людях навсегда, она кружит их и дурачит, не давая вернуться к обычной жизни и опять научиться счастью; так что эта мощная улан-удэнская «Фронтовичка», можно сказать, поставлена о насущном — о чудовищной цене, которую приходится платить простым людям за чужие победные фанфары.