«Если честно, мог соврать...»
Внешне бывший директор «крытого рынка» в Якутске и экс-замминистра строительства и ЖКХ Бурятии, оставивший госслужбу на фоне громкого скандала (его диплом о высшем образовании оказался липовым), не производит впечатления человека, способного покутить на столь крупную сумму. Точнее - человека, у которого она есть или когда-либо была.
Скорее, Жаргал Дондупов вынужден был импровизировать во время повторного допроса судом, поскольку его показания вошли в явное противоречие с тем, что ранее говорили на следствии и в суде он сам и его супруга Надежда Захаревич. А рассказывали они о том, что в 2006 году с большим трудом собрали деньги на выкуп 100% акций "крытого рынка" - те самые 9 млн рублей. Но в 2008 году облеченный властью первого заместителя главы Якутска «злодей» Валерий Доржиев будто бы заставил их половину уставного капитала рынка оформить на его племянника Виктора Иванова.
Однако, как уже писал «ИП», Валерий Доржиев дал совсем другие показания. Он сообщил суду, что акции «крытого рынка» были выкуплены за 20 млн рублей на средства, перечисленные со счетов двух подконтрольных ему фирм – «Вита» и «АзияСтройСервис». Это неопровержимо подтверждено, во-первых, документами биржевых торгов, в которых фигурирует именно эта сумма, а никакие не 9 млн рублей, во-вторых, данными банка о том, что денежные операции, о которых рассказал Валерий Доржиев, действительно имели место.
После этого Жаргалу Дондупову и его брату Буянто пришлось резко изменить свои показания. Они стали утверждать, что перечисления со счетов фирм «Вита» и «АзияСтройСервис» были, но эти фирмы контролировал не Валерий Доржиев, а они сами, значит, и деньги были их, кровные. Почему раньше об этом молчали, а в качестве источника денежных средств на выкуп акций указывали на кредиты в банках, займы у знакомых и личные сбережения, так и осталось необъясненным.
Новые показания Дондуповых тут же опровергли другие свидетели. Руководители нескольких строительных компаний Якутска показали в суде, что начали сотрудничать с фирмой «Вита», которая выпускала шлакоблоки, после непосредственного разговора с Валерием Доржиевым. А бухгалтер Ирина Седых, работавшая в обоих предприятиях, рассказала, что хотя ими «занимался» Жаргал Дондупов, но он во всем отчитывался перед Валерием Доржиевым.
Защита поинтересовалась у главного свидетеля обвинения, стремительно меняющего свои показания, куда же делись 9 млн рублей, якобы собранные им и Надеждой Захаревич, если деньги на выкуп акций были перечислены со счетов фирм «Вита» и «АзияСтройСервис»?
Вот тут-то Жаргалу Дондупову и пришлось сделать свое, прямо скажем, неубедительное признание. «Девять миллионов я мог, если честно, вот сейчас честно говорю, мог соврать ей (своей жене Надежде Захаревич. - Ред.), сказать, что мне нужны деньги на выкуп акций, забрать у нее деньги и уехать. Погулять, скажем так. Обманул...» - цитирует главного свидетеля ИА «Байкал Финанс».
Это лишь один из эпизодов повторного допроса Жаргала Дондупова в Якутском городском суде. И только один из многих примеров, когда он стал говорить совсем иное, нежели ранее сообщал следствию и суду.
Заплутал в датах
Напомним, в суде выяснилось, что Валерий Доржиев уволился из мэрии Якутска в октябре 2007 года. Об этом дал показания целый ряд свидетелей. К материалам дела приобщены публикации в якутской прессе, сообщающие о его отставке.
В начале 2008 года Валерий Доржиев баллотировался в депутаты Якутской городской Думы. Даже если бы он раньше не уволился, то обязан был уйти в отпуск на время предвыборной кампании. А с момента избрания 2 марта 2008 года - оставить муниципальную службу, так как она несовместима со статусом депутата.
Документы же о передаче половины уставного капитала «крытого рынка» в Якутске были подписаны 19 марта 2008 года, а в налоговую инспекцию переданы для регистрации еще позже - 27 марта. К этому моменту Валерий Доржиев никак не мог занимать пост и.о. первого заместителя главы города. Тем более что еще в декабре 2007 года там были назначены сразу два первых зама без приставок «и.о.».
Когда эти важнейшие обстоятельства со всей очевидностью «всплыли» в суде, главный свидетель обвинения Жаргал Дондупов не придумал ничего лучшего, как заявить, будто бы «вымогательство» началось намного раньше, чем он до этого говорил. А именно - с первых месяцев 2007 года.
Ну и что - спросит любой здравомыслящий человек. Важно не то, когда что-то там началось, а то, что на момент передачи доли у Валерия Доржиева не было властных полномочий для давления на Жаргала Дондупова и Надежду Захаревич. Тогда о каком «вымогательстве» может идти речь?
То ли по простоте душевной, то ли запутавшись в собственных версиях, Жаргал Дондупов лишний раз и без всякого смысла продемонстрировал суду свою склонность к перемене показаний. Вряд ли это хорошее качество для свидетеля.
Тень на плетень
Совсем уж смешными и нелепыми выглядят показания Жаргала Дондупова о том, как он получил должность советника мэра Улан-Удэ в 2011 году.
По версии Валерия Доржиева, это он попросил Геннадия Айдаева принять на работу Жаргала Дондупова. И экс-мэр, допрошенный Якутским городским судом по конференц-связи с Улан-Удэ, это полностью подтвердил.
Однако Жаргал Дондупов обвинил Геннадия Айдаева во лжи (как и всех остальных свидетелей, чьи показания ему неудобны) и стал утверждать, что начало его карьеры в Бурятии - исключительно его собственная заслуга. Он якобы зашел в канун 2011 года к Александру Голкову, который тогда был председателем горсовета. «Поговорили, поболтали... - игриво рассказывал в суде об этой встрече свидетель обвинения, стараясь дать понять, что он со всеми накоротке. - Он мне говорит: «Давай зайдем к Айдаеву» (тогдашнему мэру). Ну, зашли, посидели, чай попили... Он меня спрашивает: «Чем ты занимаешься?». Да, я говорю, вот сейчас приехал, думаю сюда переехать. Он мне тогда, помню, предложил после Нового года выйти на должность главы Октябрьского района города Улан-Удэ».
Давайте вспомним, что с 2005 по 2012 год должность главы Октябрьского района занимал Евгений Пронькинов, опытный и в хорошем смысле преданный Геннадию Айдаеву руководитель. Впоследствии, когда Пронькинова избрали вместо Айдаева сити-менеджером Улан-Удэ, он даже готов был отказаться от нового поста в пользу опального градоначальника.
Кто же в здравом уме и доброй памяти поверит в то, что Геннадий Айдаев готов был с бухты-барахты заменить на посту главы крупнейшего района столицы Бурятии такого человека, как Евгений Пронькинов, на бывшего директора рынка из Якутска, которого к тому же видел впервые? Нонсенс! Надо быть очень наивным или совсем не разбираться во властных взаимоотношениях в Улан-Удэ того периода, чтобы предположить подобное.
Впрочем, возможно, Жаргал Дондупов, оперируя в своих показаниях фамилиями высокопоставленных лиц, как раз и рассчитывал на то, что в Якутске не знают многих особенностей и персоналий Бурятии. Но ведь он также не мог не понимать, что за судебным процессом внимательно следят и в нашей республике, где Валерий Доржиев признан «Человеком года – 2010», широко известен своей предпринимательской и благотворительной деятельностью, пользуется заслуженным уважением и поддержкой земляков.
Зачем же наводить тень на плетень?
Точки расставит суд
Повторным допросом Жаргала Дондупова завершилось судебное следствие по «делу Доржиева». Судебный процесс идет с начала января, почти каждый день с незначительными перерывами. В целом же уголовное преследование Валерия Доржиева продолжается с 22 июля 2014 года, когда он был задержан на пути из Анинского дацана в Улан-Удэ и доставлен самолетом в Якутск.
15 июня в Якутском городском суде начнутся прения сторон, затем будет предоставлено слово подсудимому. После этого судья удалится в совещательную комнату для вынесения приговора.
Будем надеяться, справедливого в отношении всех участников этого дела.