Поддержать бурятскую аборигенную породу коров
Первым пунктом рабочей поездки депутатов стало посещение агропромышленного объединения «Кяхтинское». Это предприятие открылось в 2009 году. Его уникальность заключается в том, что оно включено в реестр племенных репродукторов Министерства сельского хозяйства РФ по разведению КРС казахской породы и лошадей бурятской породы.
Директор агропредприятия Виталий Самбуев в 2010 году закупил 270 голов КРС казахской белоголовой породы. А в 2015 году АПО «Кяхтинское» приобрело 93 головы КРС бурятской аборигенной коровы.
На 1 июня 2016 года общее количество голов КРС в АПО «Кяхтинское» составляет 2500, в том числе 760 маточного поголовья. Кроме КРС в хозяйстве содержится 3500 голов овец, 230 лошадей и 300 свиней, а также 15 000 птиц. Предприятие выращивает зерновые и кормовые культуры, построено 10 стоянок для КРС. На предприятии работают более 30 человек основных работников, на сезонных работах задействовано до 60 человек.
Ученый-биолог, зоотехник Булат Бастуевич Лхасаранов рассказал о бурятской аборигенной породе коров.
- Мы сейчас пытаемся восстановить генофонд. Пока, по самым скромным подсчетам, нам нужно 12 млн рублей. В России из отечественных пород мясного направления есть только одна порода – калмыцкая. Но на одной породе мы мясную проблему не решим. У нас есть возможность создать вторую породу мясного направления, - сказал ученый.
Председатель Народного Хурала Цырен-Даши Доржиев отметил, что деньги найти можно, но для этого следует разработать целевую программу.
- Мы не можем просто так вкладывать деньги на такие расходы. Скот является собственностью АПО «Кяхтинское». Если бы поголовье было в собственности Бурятии, легче было бы вложить средства. Поэтому нужно разработать целевую программу, создать бизнес-план, где четко прописать, на что тратим 12 млн рублей. Мы должны выделить средства и получить результат, - подчеркнул спикер.
Кроме того, по мнению Цырен-Даши Доржиева, Бурятию необходимо зонировать. То есть в одних районах развивать мясное скотоводство, в других – разводить табунный скот, в третьих – выращивать зерновые культуры.
Как в Бурятии работает 131-й ФЗ?
Напомним, совет представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале является консультативно-совещательным органом. Он образован с целью дальнейшего развития местного самоуправления, повышения роли представительных органов местного самоуправления, улучшения нормотворческой деятельности. Совет состоит из депутатов трех уровней – Народного Хурала, районных Советов и Советов поселений.
Председатель комитета территориального развития при администрации главы РБ Баир Жамбалов рассказал о применении 131-го ФЗ в Бурятии.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» был принят в 2003 году. Сельские поселения Бурятии приступили к исполнению своих полномочий с 2006 года.
- За 10 лет действия 131-го ФЗ в Бурятии количество вопросов местного значения увеличилось у поселений с 22 до 39, у муниципальных районов - с 20 до 40, у городских округов - с 20 до 42. Это повлекло увеличение объема расходных обязательств. 131-й закон предоставил право заключать с органами местного самоуправления муниципального района соглашения о передаче части полномочий, предоставляемых из бюджета поселений в бюджет района и наоборот, - сообщил Баир Жамбалов.
В 2005 году было издано распоряжение правительства РБ, которое регламентирует заключение соглашений. В распоряжении рекомендовано заключать соглашения между двумя уровнями местного самоуправления. В 2006 году между районами и поселениями заключено 969 соглашений. Были переданы такие полномочия, как планирование застройки, территориальное зонирование, установление правил землепользования и застройки территорий, изъятие земельных участков в границах поселений, организация в границах поселения водоснабжения, теплоснабжения и прочее.
- В 2012 году количество соглашений сократилось до 555. Это говорит о том, что некоторые поселения вполне успешно исполняли полномочия самостоятельно, - сказал председатель комитета территориального развития.
В 2016 году между муниципальными образованиями подписано 657 соглашений. Общая сумма субвенций составила 109 млн рублей. В основном переданы полномочия по формированию и исполнению бюджета поселений, предоставлению отчетности, осуществлению расходов.
- За счет этого мы централизовали бухгалтерии, появилась оперативность. Стал проводиться внешний финансовый контроль, что позволило довести заработную плату работников бюджетной сферы до уровня средней по экономике, - отметил Баир Жамбалов.
У каждого поселения свои проблемы
Как оказалось, у глав поселений и районов, присутствующих на заседании, накопился ряд вопросов по исполнению 131-го ФЗ.
Глава сельского поселения «Никольское» Мухоршибирского района Игорь Калашников задал Баиру Жамбалову два вопроса.
- Имеет ли право район в одностороннем порядке не принимать на себя полномочия по культуре и водоснабжению? Или может выбирать – взять на себя только зарплату, а содержание оставить поселению? У нас есть спорные вопросы: район платит зарплату, но мы содержим учреждения, то же самое по водоснабжению. Тысяча рублей выделяется в год на одну водокачку по соглашению и все. Все проблемы решаем самостоятельно, - пожаловался глава поселения.
Председатель Совета депутатов Мухоршибирского района Ольга Симухина также рассказала о проблемах по водоснабжению.
В Мухоршибирском районе централизованное водоснабжение частично осуществляется только в селе Мухоршибирь и в пос. Саган-Нур. Жители частного сектора берут воду из водокачек и водоразборных будок. В Саган-Нуре всего 3 водокачки, в Мухоршибири - 43. В других сельских поселениях - от 2 до 18 водокачек. Всего их 138. При этом удаленность населенных пунктов от районного центра составляет до 90 км.
- Вопрос по водоснабжению целесообразнее возложить на сельские поселения. Им занимались главы поселений самостоятельно и на должном уровне. Поэтому необходимо внести изменения в закон. Прошу депутатов поддержать инициативу, - сказала Ольга Симухина.
Опыт по объединению
Председатель комитета Народного Хурала по государственному устройству Борис Ботоев рассказал об объединении поселений.
- Сейчас в Бурятии 287 поселений. Было время, когда район получал из бюджета средства в зависимости от количества поселений. Затем во главу угла начали ставить количество населения. Так малые села оказались в неравном положении, - напомнил Борис Ботоев.
Выходом из трудного положения для малых сел стало объединение с более крупными поселениями. В Бурятии процесс объединения сел начался в 2011 году. Так, Старый Онохой объединился с Новым Онохоем, Большелугское поселение объединилось с Новодесятниковским, Селендума с Хацаганским, Еройское с Таежным, Улан-Одонское с Хоринским и т.д.
- При объединении в Онохое все остались довольны. В Старом Онохое отремонтированы дороги, клуб, школа, - подчеркнул депутат.
По мнению Бориса Ботоева, на селе пора возрождать институт старост.
- Везде стоит вопрос о старостах. Сейчас он возрождается. Мы вскоре примем изменения в закон о МСУ, где внедрим институт старост. Содержаться они будут за счет поселений. Староста может выдавать все необходимые справки жителям, чтобы они не бегали в районный центр за ними, - сообщил Борис Ботоев.
Участники совета обсудили все плюсы и минусы объединения, прозвучали разные мнения. Итоги обсуждения подвел председатель Народного Хурала.
- Нужно думать в первую очередь об удобстве людей. С 2011 года идет объединение, есть сторонники и противники. Сегодня мы обсудили проблемы, будем изучать опыт и устранять негативные последствия. Сильный должен объединяться со слабым, только в этом случае будет прок, - подчеркнул Цырен-Даши Доржиев.