Об этом и другом мы поговорили с главным врачом Детской клинической больницы с центром медицинской реабилитации Баиром Балхановым.
- Главный врач – в первую очередь профессиональный управленец. С чего нужно начинать, чтобы развивать свою организацию?
- В первую очередь необходимо создать систему управления, ориентированную на положительный результат, как пример, система индикативного управления. В современных экономических условиях это очень важно для каждой медицинской организации. Первоочередная задача каждого главврача - внедрить ее. Уже от этого в дальнейшем будут выстроены все механизмы работы учреждения.
Посмотреть на себя с высоты птичьего полета
- Одним из проверенных временем рецептов является внедрение системы менеджмента качества (СМК). О необходимости ее широкого использования говорила во время своего недавнего визита в Бурятию министр здравоохранения России Вероника Скворцова. К сожалению, в стране пока мало лечебных учреждений, внедряющих СМК. У нас есть хорошие положительные примеры, такие как Республиканская больница им. Семашко, Городская поликлиника №6, медицинский центр «Диамед» и т. д. Еще в шести-семи учреждениях работа в процессе, в том числе и в нашей больнице. Очень хотелось бы, чтобы у каждого руководителя была стратегия развития своей организации, как говорят, возможность посмотреть на себя с высоты птичьего полета, увидеть все те процессы, которые ежедневно происходят в его учреждении, и через внедрение систем менеджмента улучшить качество деятельности, в первую очередь качество медицинской помощи.
- Каким же должен быть главный врач?
- (Баир Содномович задумался.) В первую очередь он должен быть стратегом. Тактикой должны заниматься надежные заместители. 40% рабочего времени главный врач должен посвящать разработке, внедрению и контролю за исполнением стратегических мероприятий. Увы, у большинства из нас львиную долю рабочего времени занимают решение текущих вопросов, которые должны решаться на уровне заведующих отделениями, заместителей главного врача. Пока главный врач у себя в организации не создаст обстановку взаимоуважения и доверительных отношений друг к другу, не внедрит систему делегирования полномочий, он так и будет бегать с утра до вечера и решать вопросы не своего уровня. У него не будет времени сесть и спокойно подумать, а куда движется его учреждение, что надо сделать уже сегодня, чтобы завтрашний день был понятным и предсказуемым. А ведь ответственность очень велика - не потерять доверие своих коллег, а через них и пациентов. И поэтому при выборе нового руководителя важны его общественная оценка как человека и врача, мнение профессионального сообщества - а готов ли он? И в случае неудачи ответственность за провал Минздрав разделит с общественностью. Это особенно актуально сейчас, когда руководители больниц меняются так часто.
Важную роль в развитии врача как руководителя играет постоянное повышение уровня своих знаний, своей профессиональной компетенции. Чего не хватает многим главврачам? Мы все выпускники медицинских вузов, где из нас готовили лечащих, практикующих врачей. Нас не учили основам менеджмента, экономики, бухгалтерского учета и т. д. Но во всем этом надо разбираться, если хочешь состояться как руководитель. Каждый должен самостоятельно приобретать знания, чтобы использовать их в своей работе. Я, например, сейчас учусь в Российской академии госслужбы при президенте РФ по единственной пока в стране магистерской программе по здравоохранению и государственно-частному партнерству. Надеюсь, этому примеру последуют мои уважаемые коллеги.
Каждый главный врач должен понять: чтобы стать хорошим руководителем для своего коллектива, он в первую очередь должен стать хорошим руководителем для самого себя. Ведь сегодня главный врач, не побоюсь этого слова, элита здравоохранения. Если человек не может управлять самим собой, то ему сложно управлять коллективом. Сегодня от многих я слышу, что не хватает времени на саморазвитие, занятия спортом, изучение иностранных языков и т. д. Если неправильно распределено личное время и тебе его ни на что не хватает, как ты будешь управлять целым коллективом?
У медицины – женское лицо
- Баир Содномович, на чем основывается лечебная работа учреждения?
- В первую очередь это неукоснительное соблюдение порядков оказания медицинской помощи и стандартов, основанных на их полном понимании врачами. На каждое заболевание прописаны инструкции, и надо идти строго по ним, ничего не выдумывая.
Во-вторых, это принцип, что в больнице главный – пациент, а не медперсонал. Мы работаем для сохранения здоровья человека. Интересы пациентов превыше всего.
В-третьих, это универсальный принцип лидерства каждого на своем рабочем месте. Если человек работает медицинской сестрой процедурного кабинета или на посту, то свою работу он должен делать на все 100%. Многие работники ошибочно думают: какой из меня лидер, если я работаю санитаркой? Лидер – это не только главный врач, а каждый по отдельности на своем месте. У каждого своя зона ответственности, и он должен стремиться к тому, чтобы его работа была выполнена блестяще, что лучше уже трудно будет повторить. Если все будет хорошо, то успех всем и каждому просто гарантирован, ведь успех - это хорошо продуманный и неукоснительно исполненный план мероприятий.
- На ваш взгляд, как можно решить проблему обеспеченности медицинскими работниками?
- Нужная четкая программа подготовки кадров на уровне страны, региона. Начинать подготовку для системы здравоохранения нужно со школы. Выделять в старших классах детей, которые хотят быть медиками, работать с ними по мотивационной подготовке. Заключать договор при поступлении на бюджетные места в институт, что человек обязан будет отработать три-пять лет там, куда его затем направят. В идеале еще во время обучения каждый студент должен быть заранее распределен, чтобы он знал, что после получения диплома он придет в конкретную медицинскую организацию. В этом случае будущее учреждение могло бы его курировать – доплачивать к стипендии, премировать за отличную учебу, предоставлять место для прохождения практики. И тогда, возможно, мы уйдем от дефицита кадров, и будет меньше таких перекосов, как сейчас: в одних регионах врачей много, в других мало.
- Под вашим началом большой коллектив, преимущественно женский. Часто ли вам приходится принимать непопулярные решения? Легко ли они даются?
- Действительно, у нашего здравоохранения женское лицо. В нашей больнице работает 326 человек, из них только 22 мужчины.
Я с 2000 года работаю руководителем. Женский коллектив отличается своей эмоциональностью (смеется). Иногда они даже зашкаливают, и приходится все это гасить. На мой взгляд, доктора-женщины отличаются тем, что, работая в детской больнице, они более внимательны к детям. Ведь многие из них в первую очередь сами мамы. Они неравнодушны к чужой беде.
Мне, как главному врачу, нелегко наказывать подчиненных. Честно говоря, я не люблю это делать. Легче вынести решение, когда не видишь человека перед собой. Сложнее, когда он приходит и объясняет, почему так получилось. Принимать непопулярные решения всегда трудно. Но, к счастью, у нас это бывает крайне редко.
«Пятилетка» для врача
- Чего не приемлете в работе своих врачей?
- Равнодушного отношения к своим обязанностям, к своим больным. Какой бы доктор ни был замечательный, но если по его вине пострадал ребенок, то пощады не будет. Также не приемлю грубости по отношению к пациентам и их родителям. Если мама лежит у нас с ребенком, то для нее сам факт попадания в больницу и переживания за своего ребенка уже стресс. А врачи иногда не замечают этого состояния и могут вести себя не очень корректно. С этим я всегда борюсь.
- С 2016 года в медицинском сообществе на смену сертификации приходит обязательная аккредитация. В чем отличие? Будет ли новшество благом как для самой профессии врача, так и для пациентов?
- Аккредитация не равнозначна сертификации специалистов. Врач должен повышать свою квалификацию в течение всей трудовой жизни. Именно в этом и состоит смысл аккредитации врачей. В течение пяти лет он должен постоянно повышать свой профессиональный уровень – участвовать в конференциях, обучаться на различных специализированных курсах, желательно писать и публиковать статьи, читать лекции. Тем самым он набирает баллы в свой аккредитационный портфель. С ним он и придет в аккредитационную комиссию. В состав комиссии входят и представители врачебного сообщества в лице Медицинской палаты. Совместно решается вопрос о допуске врача до профессиональной деятельности еще на пять лет. Готовность врача, его уровень как специалиста оценивается его же коллегами. Качество подготовки врачей с внедрением аккредитации однозначно повышается. Ведь теперь врач несет ответственность ,в том числе и перед своими коллегами и должен повышать свой профессиональный уровень всю жизнь.
- В преддверии профессионального праздника что вы пожелаете коллегам и всему медицинскому сообществу республики?
- Говорят, профессия врача ответственная. И это действительно так. Мера ответственности перед пациентом, его родными, обществом, законом очень высокая. И очень многое зависит от самого человека. Я хочу пожелать своим коллегам, особенно милым женщинам, быть первыми в своем деле, любить нашу благородную и порой неблагодарную работу. В своей профессии мы не из-за больших денег, а ради большего - жизни людей.