Сегодня под действие закона о банкротстве физических лиц формально попадает 597 400 россиян. При этом, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за три последних месяца – с апреля по июнь – их число увеличилось на 2 %, или 11 700 человек. Все они имеют «просрочки» более чем в полмиллиона рублей и сроком свыше 90 дней.
Более половины этих задолженностей – 61 % – займы на покупку потребительских товаров. Ещё 10,5 % приходится на кредитные карты, 8 % – на автокредиты и 2,2 % – на ипотеку. Порядка 2 % граждан не могут расплатиться с микрофинансовыми организациями, а оставшиеся 16,3 % – за кредиты «разных видов». Среди последних, к слову, больше всего потенциальных банкротов.
В период с апреля по июнь число тех, кто неспособен погасить свои долги, возросло сразу в пяти российских регионах – Забайкальском крае (на 22,3 %), Бурятии (на 12,4 %), Амурской области (на 12 %), Хакассии (на 11,5 %) и Иркутской области (на 10,9 %). В других субъектрах страны – Чукотском автономном округе, Северной Осетии – Алании, Карачаево-Черкесии, Ненецком автономном округе и Рязанской области – этот показатель, наоборот, снизился.
Так, если в апреле в Бурятии было 6 102 потенциальных банкрота, то в июне их количество увеличилось до 6 861. Это 1,8 % от общего числа заёмщиков (379 343 человек). Среди «лидеров» рейтинга – Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Сахалинская и Московская области, Калмыкия и Кабардино-Балкария.
Впрочем, объявлять о своей несостоятельности россияне, по словам гендиректора НБКИ Александра Викулина, не торопятся. Для многих это – вынужденная мера, к которой необходимо прибегать лишь в крайних случаях.
- Закон вступил в силу и в настоящее время только нарабатывает правоприменительную практику. Вместе с тем, на ситуацию с увеличением числа потенциальных банкротов продолжает оказывать влияние продолжающееся снижение реальных доходов граждан. Им всё сложнее обслуживать имеющиеся кредитные обязательства, – говорит Викулин.
Отметим, в Бурятии первый физический банкрот появился в мае. Улан-удэнцу простили долг в семь миллионов рублей. Как выяснилось, несколько лет назад он попробовал организовать собственное дело – поставлять оборудование и технику для кинотеатров. Деньги начинающий бизнесмен взял под расписку у друзей. Но не удалось «отбить» даже вложенные средства, сообщала «Комсомольская правда в Иркутске».
- Когда предприниматель не смог вернуть долг, заёмщики подали иск в суд. Процесс затянулся на четыре года. А в 2015 году вступил в силу закон о банкротстве физических лиц, и он стал для должника спасением, – отмечает издание.
Прошение о признании своей финансовой несостоятельности мужчина направил в Арбитражный суд Бурятии ещё в начале ноября, а спустя неделю заявление было принято к производству. После завершения процедуры продажи имущества все долги с бизнесмена списали.
- Суд признал его банкротом 18 ноября, но на то, чтобы его признали добросовестным должником и простили долг, потребовалось пять месяцев, – рассказал тогда БМК адвокат Максим Козлов.
Единственное жильё – квартиру – оставили в собственности банкрота. Согласно закону, мужчина в течение пять лет будет обязан сообщать о своём «статусе» всем, у кого захочет брать в долг, в том числе банкам.
Напомним, закон о банкротстве физических лиц начал действовать с 1 октября 2015 года. Заёмщики, которые никак не могут вылезти из кредитной кабалы, ждали его пять лет. В первом чтении документ приняли два года назад.
В первоначальном варианте банкротом себя мог объявить человек с задолженностью от 50 тысяч рублей, потом эту планку «увеличили» до 300 тысяч рублей, а в итоговой версии закона – до 500 тысяч. Кроме того, у претендентов на статус банкрота просрочка по кредиту должна быть не менее трёх месяцев. Однако признание финансовой несостоятельности не стоит считать поблажкой, после которой жизнь должника начнётся с чистого листа.
Во-первых, согласно законодательству, имущество неплательщика описывается, а потом распродаётся. Нельзя забрать лишь единственное жильё, не взятое в ипотеку и участок, на котором это жильё расположено, а также предметы обычной домашней обстановки и обихода, личные вещи (одежду, обувь и т.п.) и имущество, необходимое для профессиональных занятий. Затем человек освобождается от дальнейших претензий кредиторов. Однако если после окончания ликвидационной процедуры у него «обнаружится» ещё несколько объектов недвижимости или дорогой собственности, не заявленных в ходе банкротства, то кредиторы смогут взыскать их через суд.
С банкрота не снимается ответственность за оплату алиментов и возврат некоторых других долгов, которые не связаны с кредитами. Свою неплатёжеспособность нужно будет доказывать в суде. Для этого необходимо предоставить большое количество документов об актуальных и возможных доходах, накоплениях, информацию обо всех крупных сделках, совершённых за последние три года и к тому же описать имеющееся имущество. Если информация окажется неполной или возникнут основания для сомнений в её правдивости, такой иск суд к рассмотрению не примет.
Что касается финансовых затрат, «проблемному» заёмщику придётся тратить как минимум 10 тысяч рублей в месяц плюс 2 % от суммы удовлетворённых требований кредиторов на вознаграждение финансовому управляющему. Кроме того, в течение трёх лет он не сможет занимать руководящие должности и пять лет выезжать за границу. Подробнее о «подводных камнях» банкротства можно узнать здесь.