В четырех случаях из пяти лес горит по вине человека. Факт весьма печальный, но увы, получается что своё главное природное богатство, мы сами и уничтожаем. Уничтожаем своим легкомыслием, по неосторожности, действием или бездействием. Есть даже такие индивиды, кто поджигает лес специально.
Еще большее опасение вызывает тот факт, что число лесных пожаров растет по всему миру. Горит Канада, США, Бразилия. Вся центральная Африка в огне. Ученые, специалисты-огнеборцы, политики и финансисты всего мира бьются над этой глобальной проблемой.
Свои методы борьбы ищут и на местах, и если пожары на Амазонке – это что-то далекое и абстрактное, то пожар на Байкале воспринимается как нечто личное. Сердце обливается кровью, когда видишь на привычных излюбленных местах обугленное пожарище. Благо в этом году в Бурятии удалось переломить ситуацию. Несмотря на серьезную пожароопасную обстановку, жаркое и сухое начало лета, огню не дали разбушеваться до масштабов прошлого года.
Решения КЧС
Сдержать стихию удалось во многом благодаря целому ряду оперативных решений, которые с начала подготовки к пожароопасному сезону принял глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Это и мобилизационные решения, и финансовые, и, конечно кадровые.
Продолжая наращивать эффективность работы республиканских сил Вячеслав Наговицын отметил, что в этом году мы объективно снизили как количество, так и площади пожаров.На конец июня зафиксировано 9 пожаров, из них локализовано 5. Значительно улучшилась профилактическая работа, что позволило в два раза снизить количество пожаров. В 2014 году на конец июня их было зафиксировано 873 в 2016 году 424 очага. Снижение составило 51,4 %. Выросла и эффективность борьбы с пожарами. Площадь пройденная пожарами на конец июня в 2014 года составила 342 тыс. га, в 2016 году уменьшилась и составила 102,3 тыс. га. Снижение составило 70,1%.
Как отмечает лидер Бурятии таких результатов удалось добиться благодаря четко подготовленному маневренному плану, который позволяет очень эффективно маневрировать силами и средствами с минимальными расходами финансовых средств.
«Очень хорошо налажено взаимодействие с МЧС. Если в прошлом году были проблемы с определением полномочий и границ ответственности, то сегодня мы работаем по звонку. Я сам, неоднократно связывался по телефону с министром МЧС Владимиром Пучковым, помощь оказывалась незамедлительно и людьми, и техникой, и горючим», - говорит Вячеслав Наговицын.
Даже авиация, насколько бы дорогостоящими не были вылеты, работает в Бурятии ежедневно. Для патрулирования и передислокации парашютистов-пожарных применяются небольшие двухмоторные самолеты Р2006Т и Ан-2, вертолеты МИ-2 и МИ-8. Более крупные тушат пожары с неба.
Нашел глава республики понимание и в Федеральном агентстве лесного хозяйства. Как он сам отмечает, с его руководителем Иваном Валентикомсложились хорошие конструктивные взаимоотношения и многие вопросы благодаря этому решаются быстро и четко.
Согласно нормативу
Еще одним фактором, который положительно сказался на всей технологии тушения пожаров, стал разработанный правительством Бурятии порядок организации тушения и норматив привлечения средств.Практика показала, там, где норматив соблюдается, пожар локализуется и тушится в течение суток.
«Нормативы посчитаны жестко - 80 метров кромки должен держать один человек. И это не обсуждается. Никаких отказов по людям и технике не принимается. Все работают на руководителя тушения пожара, -предупредил глава республики руководителей районных КЧС. – Руководитель тушения пожара может запросить и большую численность в зависимости от сложившейся обстановки, но никак не меньше норматива.
Более того, согласно правилам, не бросают пожар даже в период его так называемой пассивной фазы. После локализации на дотушивании работают 50% личного состава. Даже после полного тушения еще какое-то время контроль осуществляется по всей площади потушенного пожара численностью 25% от нормативной. Это позволяет быстро направлять высвобождающуюся численность огнеборцев на новые пожары.
Группы быстрого реагирования
Горький опыт прошлого года показал, что даже небольшая задержка в реагировании, за считаные часы превращает небольшое возгорание в большую проблему. Именно поэтому глава Бурятии еще на стадии подготовки к сезону категорично настаивал на создании в районах республики маневренных групп. Их задача в первые два часа тушить небольшие пожары, либо сдерживать уже разгорающуюся стихию до прихода основных сил. Как показала практика с этой задачей, там, где люди и техника действительно есть, маневренные группы справляются весьма хорошо. В одной только Еравне такими группами было предотвращено не менее десятка пожаров. Выходит, если вовремя и ответственно исполнять поручения, вполне можно справляться и с такой серьезной проблемой как лесной пожар.
Отмечает глава Бурятии и те проблемы, решить которые, к сожалению, в рамках своих полномочий республика не может. Прежде всего, финансирование.
Сегодня республике не хватает порядка 353 млн. рублей, которые Бурятия должна получить от федерации. Это с учетом прошлогоднего долга в 249 млн. рублей и сложившийся кредиторки этого года 104 млн. руб. Когда республика получит эти деньги пока не известно, а ведь это и ремонт техники, и горюче-смазочные материалы, и в конечном итоге зарплата людей, работающих на пожарах.
«В финансовом плане ситуация у нас критическая. Мы договорились с Иваном Валентиком, что Рослесхоз оперативно нам погасит текущую задолженность этого года», - сообщил Глава республики, добавив, что был поставлен вопрос и о ликвидации кредиторской задолженности по тушению пожаров за прошлый год, это 172 млн руб.».
Этот вопрос будет рассмотрен на совещании у зампреда правительства в ближайшее время. Несмотря на временные финансовые затруднения, республика, тем не менее, справляется с задачей охраны и защиты лесов в сложнейших климатических условиях и готовиться к еще более сложному и жаркому периоду года июль – август.