Флагман бурятской промышленности и основа стабильности бюджета. А ещё – единственное в стране предприятие, которое может производить и вертолёты, и самолёты. Всё это об Улан-Удэнском авиационном заводе. Несмотря на тревожные слухи о сокращениях работников, в будущее на УУАЗ смотрят с уверенностью – увеличивают госзаказ, проводят модернизацию и осваивают новые рынки.
На минувшей неделе предприятие посетил председатель комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов. В рабочей поездке также приняли участие министр экономики Зандра Сангадиев и глава Счётной палаты Евгений Пегасов.
Гостям устроили экскурсию по заводу. Показали механосборочный цех – в рамках программы модернизации там установили современные станки с числовым программным управлением. С их помощью фрезеровщики и токари изготавливают детали для вертолётов.
Следующий пункт – завод агрегатной сборки, где собирается фюзеляж. А в цехе окончательной сборки «железо» превращается в полноценный летательный аппарат. Его помещают под специальную дождевальную установку и проверяют на герметичность. Потом машина окончательно комплектуется и перекатывается в покрасочный цех. А оттуда отправляется на лётно-испытательную станцию. Это – окончательное звено в производственной цепочке.
Вертолёты, которые производятся на Улан-Удэнском авиазаводе, сегодня бороздят небесные просторы более чем сорока стран мира, в том числе и тропические. Управляющий директор Леонид Белых отмечает: предприятие производит винтокрылые машины «на все случаи жизни». Заказчиков никогда не подводили.
- Мы впервые подписали с Министерством обороны России контракт до 2021 года, практически на восемь лет, и уже знаем, сколько будем выпускать вертолётов каждый год. Авиазавод ни разу не допустил срывов поставок. Мы на отличном счету у Минобороны, потому заказы с каждым годом растут. На месте не стоим, постоянно проводим модернизацию. Вертолёты, которые мы поставляли пять лет назад и которые поставляем сегодня, как небо и земля, – говорит Леонид Белых.
В прошлом году на УУАЗ по заказу военных изготовили первый арктический вертолёт «Терминатор», который способен выдержать суровые условия Крайнего Севера и выполнять полёты при ограниченной видимости, в том числе полярной ночью.
- На этот год мы полностью «упакованы» в плане загрузки. Сейчас прорабатывается вопрос об увеличении заказов «арктического варианта» ещё на 10 вертолётов, – отмечает директор УУАЗ.
Однако «Терминатор» будет не только обеспечивать интересы России в Арктике, его также планируется использовать для нужд полярников и нефтяников. Предприятие впервые осваивает рынок МЧС и налаживает сотрудничество с другими ведомствами и крупными российскими компаниями.
По словам Леонида Белых, сокращений на заводе не предвидится, потому поводов для паники нет – несмотря на то что работает он пока в ограниченном режиме. Уверен в этом и председатель комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов.
- По итогам прошлого года доля налоговых отчислений авиационного завода составила около 35% от общего объёма поступлений в республиканский бюджет. Это порядка шести миллиардов рублей, – рассказал Зоригто Цыбикмитов. – Как работали, так и будут работать на благо Бурятии. Никого не сократили, зарплата увеличивается. У завода есть перспективы для дальнейшего развития.
Председатель Счётной палаты республики Евгений Пегасов подчеркнул: благополучие УУАЗ – основа стабильности республиканского бюджета.
- Благодаря положительной динамике прирост налога на прибыль в прошлом году составил 27%. Развитие производства и перспективные инвестиционные проекты позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее, – отметил он.