Наш читатель Б. Халудоров из Тункинского района прислал в рубрику «Мистика» интереснейший рассказ:
Недалеко от села Хойтогол на левом берегу реки Ехэ Уhан есть священная песчаная гора. Шаманы называют её местом обитания или остановки Шаргай-ноёна. Старики рассказывали, что тут с древности проводили тайлганы.
«На вершине горы ламы раз в год также проводили «обоо тахилга» — это большое моление заканчивалось праздничным пиршеством. Население Тунки, особенно жители села Туран, очень почитало и даже побаивалось хозяина горы, которого называли Шаргай-ноёном», — писал в 1939 году ученый Г.-Д. Нацов.
Двойное имя
- У нас в Тунке хозяина этой горы называют длинным двойным именем Бурхан-Баабай — Шаргай-ноён. Считают, что это богатырь, спустившийся с небес для борьбы с иноземными захватчиками. Шаргай-ноён, говорят, мог облететь земной шар за один день, — начал свой рассказ читатель.
Действительно, в облике этого божества, как описывают его старейшины, явно видны черты военачальника. Он скачет на соловом коне вооруженный саблей, луком и стрелами, для защиты имеет щит. Тункинцы считают, что Шаргай-ноён явился с юга, спустился на горячие источники у горы Шабарта, близ села Туран. После отдыха он еще долго искал себе пристанище. Покружив над Хойто-голом, хан облюбовал солнечный склон горы без растительности. Скакуны Шаргай-ноёна, спускаясь, так искромсали острыми копытами склон горы, что проступил белый песок.
Он и сейчас виден у горы Бурхан-Баабай, как нарекли Шаргай-ноёна ламы. Считается, что Шаргай-ноён защищает Тункинскую долину с западной стороны, тогда как Буха-ноён — с восточной. Среди коренных жителей Тунки строго соблюдается запрет на осквернение территории этого места: здесь нельзя ломать прутья и рубить деревья, копать землю, засорять ее мусором, загрязнять близлежащий водоем, местные старики запрещают здесь даже громко разговаривать, смеяться, сквернословить, допускать злые мысли.
Сон Лхарамбы
В 1918 году в Тункинский район прибыл лхарамба-багша Дарма-Лочин из Тибета. Большой гость остановился в местности Шулуушка в доме Жолтоя Шаглуу. Верующие Хойтогола обратились к высокому гостю с просьбой разрешить такой вопрос: где лучше совершать религиозные обряды, в местности Тайлгата, где собирались раньше, или на горе Бурхан-Баабай? — рассказывает Ш.Н. Буянтуев.
Лхарамба-багша проспал три дня и три ночи.
«Долго я искал Бурхан-Баабая, но не нашел его на этой земле. Душа моя вознеслась еще выше, во вселенную. И там я увидел ослепительной красоты дворец Бурхан-Баабая, который не пустил в свои покои. Выслушав меня, он разрешил молиться на его месте и повелел построить сооружение (Жалсан ургэл) высотой в 80 локтей восьмилетнего мальчика. Бурхан-Баабай повелел заложить туда 9 наименований ткани, 9 наименований драгоценных камней, 9 наименований драгоценного металла, — проснувшись, сказал лама».
Так и было сделано. На другой день у ставки Бурхан-Баабая — Шаргай-ноёна лхарамба-багша провел молебен. Собралось все население Турана и Хойтогола. Пришли дети, женщины, они молились на коленях, просили здоровья, добра, благополучия своим детям и внукам.
— Пришли шаманы, среди них был Базар Зодбоев (Тунтэгэр бθθ) — белый шаман. Была и женщина-шаманка. Она, ничего не ответив, взяла шаманские атрибуты и уехала в село Монды (той же осенью она там умерла). Шаманские атрибуты были собраны в кучу в местности Нараhан Болдог. Куча получилась большой. Лхарамба-багша объяснил, что, когда он начнет читать молитву, с неба должна упасть на кучу искра и тогда люди должны сжечь эту кучу. Как велел лхарамба-багша, так и сделали. С этого времени считалось, что господствует ламаистская вера, о шаманах не может быть и речи. Этого закона верующие придерживаются очень строго и по сей день, — пишет наш читатель.
В 1922 году был воздвигнут Жалсан ургэл — символ победы буддийского учения. При его установке молебен проводили почетные ламы — Ганжарбын гэгээн (единственный со званием «гэгээн» в Бурятии), Тунхэн-багша (Хамбо лама) Кыренского дацана, Шойжоншо ламбагай (Буянтуев Сэрээтэр). В это время ламы из Турана попросили лхарамба-багшу составить обрядники, посвященные Шаргай-ноёну (Шаргай-ноёндо зальбарилын тахил). Лхарамба-багша, составляя обрядник, увидел Шаргай-ноёна на соловом коне, с луком, стрелами, саблей в руках.
«Исходя из данных обрядника, тункинские ламы сделали его атрибуты (зэвсэг) и объявили Шаргай-ноёна ламаистским сахюусаном, который прежде был шаманистским хозяином горы», — пишет Г.-Д. Нацов.
В 1923 году в Тунку приехал художник Хангалов, учившийся в то время в Ленинграде. Остановился в Койморах. Ламы обратились к нему с просьбой нарисовать изображения бурханов. Для этого в Шумак (Булюта гол) был отправлен житель Хойтогола Базар Шагдуров, который на лошадях привез четыре плоских и мягких камня (Булюу шулуун). На них художник должен был изображать бурханов. Чойжонши-лама Буянтуев Сэрээтэр (1873 — 1924 гг.) прочитал священное писание (книгу), которое сочинил лхарамба-багша в свой приезд в Тунку в 1918 году.
«В этой книге были обнаружены подробные описания — портреты четырех бурханов (лицо, одежда, снаряжения, кони и т.д.). Художник выполнил просьбу, сделал изображение (хурэг) Шаргай-ноёна — Бурхан-Баабая за 40 рублей серебром (сагаан мунгэн) и 40 пудов хлеба, муки.На плоском камне он нарисовал человека с грозным обликом на соловом коне с луком и стрелами» — пишет Г.-Д. Нацов.
Функции Бурхан-Баабая
Главная функция — военная, защита от врагов. В годы Первой и Второй мировых войн воинственный образ Шаргай-ноёна был возрожден. Мобилизованные на войну и их семьи совершали жертвоприношения своему покровителю. И сейчас молодые люди, призванные для прохождения воинской службы, совершают молебен, прося, чтобы покровитель не оставил их в беде, оберегал от различных неприятностей.
Песок с горы считается оберегом, зашивается в маленький мешочек и носится всегда при теле выше пояса. Хойтогольцы, воевавшие на фронтах Великой Отечественной, рассказывают о том, что в критических ситуациях им являлось видение вооруженного Бурхан-Баабая, который сидел на соловом коне и указывал, где спрятаться, где пригнуться, где стрелять, а где бежать.
Многие бывшие фронтовики горячо уверяют, что Бурхан-Баабай спас им жизнь. Шаргай-ноёну приписывается и лечебная функция. Мешочек с песком вешали в загонах для скота. Считалось, что таким образом скот не будет болеть, будет хорошо плодиться и множиться. Песку с горы приписывается и роль оберега в семейной жизни. Мешочек с песком над дверью можно встретить почти в любом доме района. Считается, что он отгоняет нечистую силу, злых духов.
Сегодня на горе Бурхан-Баабай возведены молельные домики, построены красивые ворота. Люди молятся Бурхан-Баабаю — Шаргай-ноёну, просят счастья, здоровья, достатка, детей и уносят с собой священный песок с подножия горы, горячо веря в то, что он принесет удачу и обережет от неприятностей в дальней дороге.
Рассказывают, что много лет назад один солдат убил старушку, отказавшуюся сообщить ему, где скрывается некий беглец. По дороге домой он повстречал старика бурята на дохлой кляче и поразился, увидев собственную голову, притороченную к седлу клячи. Возвратившись домой, он узнал, что видел Шаргай-ноёна с вестью, что тот отомстит ему за преступление. Услышав такое, солдат пал бездыханным.