Законопроект внесли в Госдуму депутаты бурятского парламента. Речь идет о земельных долях, чьи владельцы умерли, а наследников найти не удалось либо они не стали получать наследство.
В основном, это земли, которые в начале 90-х раздавались сотрудникам сельхозпредприятий. Эксперты говорят о миллионах гектаров, которые могут изъять по новому закону.
В девяностые все сельские работники получили свою долю земли в колхозах и совхозах, где работали. В каждом регионе были свои нормы, кто-то получил по 7 га, кто-то по 20 га. За более чем 20 лет многие из этих людей умерли, кто-то уехал. Наследников найти нельзя, а земля простаивает, - пояснил Вячеслав Телегин, председатель Совета крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
По его словам, проблема возвращения бесхозной земли в оборот стоит крайне остро.
- Десятки миллионов гектаров не используются, а рядом работают производители, которые кровно заинтересованы в земле, но не могут ее получить из-за правовых коллизий, — отметил он.
На данный момент технически достаточно сложно вернуть такие доли в оборот. Как пояснил Александр Зарицкий, руководитель управления земельно-имущественных отношений Heads Consulting, согласно существующему законодательству, земли сельскохозяйственного назначения, которые не использовались, могут быть изъяты через три года и предоставлены лицам, заинтересованным в их освоении. В этом заинтересованы как государство, так и частный сектор. Однако для земельных долей это правило не действует. Для того чтобы передать их кому-то, надо провести ряд процедур. Необходимо общее собрание остальных владельцев долей, после чего власти должны обратиться в суд, что ничего не гарантирует.
В общероссийском же масштабе судебная практика по соответствующим вопросам отличается: в одних регионах невостребованные земельные доли без проблем передаются в муниципальную собственность (в качестве примера можно привести Костромскую область), в других (как в Бурятии) суды блокируют принятие соответствующих решений, — говорит Олег Сухов, президент Гильдии юристов рынка недвижимости.
Как он уточнил, для того чтобы механизм заработал, необходимо также разработать процедуру передачи выморочного имущества (наследуемое имущество, на которое не претендуют родственники) муниципалитетам в административном порядке. Михаил Кюрджев, партнер адвокатского бюро А2, согласен, что необходимы дополнительные изменения в Гражданский кодекс, поскольку законопроект вводит новое понятие «невостребованные земельные доли».
Есть риск, что такие вопросы будут решать настолько быстро, что наследники не успеют провести необходимые процедуры.
Зарицкий заверяет, что «впоследствии они смогут предъявить исковые требования к уполномоченным органам в отношении изъятого земельного участка (конечно же, при соблюдении определенных условий — срока исковой давности, наличии уважительных причин пропуска срока принятия наследства и т.д.)».
- Проблема с определением судьбы бесхозных земельных участков является актуальной для части российских регионов. К ним относятся, во-первых, территории, на которых активно развивается сельское хозяйство, и, во-вторых, районы, прилегающие к мегаполисам. В последнем случае земли сельхозназначения пользуются спросом со стороны горожан, желающих обзавестись загородным домом (в допустимой законом форме). В обоих случаях проблему обостряет неоднородность судебной практики, - говорит Светлана Бурцева, председатель Люберецкой коллегии адвокатов.
Она уточнила, что на сегодняшний день единственным наследником выморочных долей является Российская Федерация, а в случае если поправки примут, их смогут в ускоренном порядке получить муниципальные власти (сейчас субъекты РФ и муниципальные образования могут призываться к наследованию только по завещанию).
- Если землю получают муниципальные власти, то ее, как правило, быстро передают тому, кто в ней действительно заинтересован, а там, где федеральная собственность, все может решаться десятки лет, - отметил Телегин.
В то же время, по его словам, даже если новые правила будут приняты, бесхозные земли могут зависнуть из-за отсутствия денег в бюджете местных властей, сообщает “Газета.Ру”.