Азия
4121

Магия долины реки Аллы

По материалам экспедиции в Курумканский район

Фото: images.esosedi.ru

Долина реки Аллы — уникальное место Баргузинской долины, представляющее интерес как природный комплекс. Живописные скалы, короткая протяженность долины, своеобразный микро-климат сформировали здесь свои природные комплексы.

Коренным  населением  Баргузинской  долины  являются эвенки и буряты, у которых с древнейших  времен  сложились традиции и обычаи, способствовавшие  сохранению  биоразнообразия.  Аршан,  как  сами жители называют источник, они считают священным местом,  где нельзя шуметь, ругаться и тем более сорить.

—  Возле  аршана  нужно  обязательно чистить. Там даже близко сорить  не  надо.  Нельзя...  За  это  бурхан ругает и вода в аршане холодная становится, —  рассказывал  один  из местных  жителей  Цыден Эрхитович Ринчино.

Возле  источников  нельзя  стрелять,  ставить  петли,  т.е.  охотиться. Считается,  если  охотник  выстрелит возле аршана, ему впоследствии не будет удачи  при  охоте. Особенность такого  мировосприятия  характерна не только для старшего, но и для более  молодого  поколения.  Например, Геркен Вачеланов, 1965 г.р., штатный охотник,  рассказывал,  что  эвенкам нельзя  бить  лебедя,  т.к.  он  является прародителем  одного  из  рода  эвенков — гольдёгиров. —  Где бурхан, там нельзя ни шуметь, ни даже белку стрелять. В моем понимании это в радиусе одного километра. Если собака залает на белку, я отвечу: «Пошли дальше!». Такие места я кругом обхожу, — сказал он.

Эвенки и буряты  в процессе  совместного  проживания  ассимилировались, и у них отмечается схожесть мировосприятия.  И  сегодня  старики любят  рассказывать  предания  о  лебедях. В Баргузинской долине нашей экспедицией в 1999 году были записаны  небезынтересные  для  нас  тексты.

Лебедь-девушка

Записано 05.04.1999  г.  в  с.  Алла  со слов Августины Лаврентьевны Бираулевой.

Лебедь у нас считается святыней. Его не бьют, не стреляют. Лебедь как человек. Лебеди — дочери бога.


Фото: prikol.i.ua

Лебедь, дрофа, огарь 

Записано 27.06.1998  г.  на  Аллинских источниках со слов Тумэна Шойжонимаевича Дугарова.

У  каждого  рода  свои  тотемные животные.  Нельзя  было  убивать  это животное. Например, у меня род галзуут, считается, племя хори. И общий предок у нас — это лебедь. Его нельзя  убивать. Помимо  этого,  есть  другие животные.  У  нас  в  Еравнинском районе нельзя убивать еще журавля, дрофу,  красного  огаря.  Все  это  священные птицы. Те, которые давно живут рядом с нами, тоже это воспринимают. Как-то  один мой  друг  пришел и  говорит:  там  большая  птица  яйца снесла, давай убьем. Я говорю: да эту птицу  вообще  нельзя  трогать.  А  он: почему нельзя? Ну, я ему объяснил, и он не стал. Это дрофа была.

Лебединый род

Записано 01.07.1998 г. в селе Алла со слов  Анны  Никашевны  Делбановой, Геркена Васильевича Вачеланова.

У нас лебедей не бьют. Во-первых, мы из рода лебединого. Гольдёгир — это  род  лебедей.  Тем  более  нашему роду нельзя. Есть легенда о том, как появился род гольдёгиров у эвенков. У тунгусов такого нет, чтобы кого-то убивать было нельзя. Если  убить орла,  верят буряты,  то произойдет большое несчастье. Турпана нельзя  убивать, потому что он по хож  на  ламу. «Это же  прирожденный шаман,  весь  рыжий  и  голова  лысая», — по высказыванию Г. Вачеланова.

Охотовед  Тумэн  Шойжонимаевич Дугаров объяснил, почему нельзя убивать лисицу:

—  Местное  население  в  Курумканском  районе  лисиц  никогда  не убивает. Лисица же  лает. Считается, убил  лису,  лис  придет и облает. Потом неудачи в жизни начнут преследовать.

Кроме  священных  животных  существуют  священные  деревья,  которые ни в коем случае нельзя рубить.

—  Нельзя  рубить  кедр. И  где  на деревьях тряпочки, мы молимся, кругом ходим — трогать не надо, — сказал Цыден Эрхитович Ринчино. Нам  рассказали  одну  историю.

Один  человек  спилил  такое  дерево (с тряпочками), и, когда встал утром, у  него  парализовало  одну  половину  тела.  Он  каким-то  образом  привязал  дерево (видимо,  оно  было  небольшое) изоляционной лентой к месту, где оно раньше росло. Дерево немного постояло и упало. После этого человек  умер. «Раз  отрезал  дерево —  совсем пропал». Местное население верит, что у любого места существует «эжин», хозяин местности. Это подсознательно  отражается  в  поведении  человека. 

Охотясь,  ловя  рыбу или просто идя по лесу, человек ощущает  незримое  присутствие  кого-то, чувствует, что он пришелец. Это способствует  тому,  что  человек  не  нарушает  заведенный  порядок,  равновесие  в  природе. Источники  являются  священными  местами.  Это  места особого  почитания  и  уважения.  Таким  образом,  прослеживается  традиция сбережения источников — аршанов,  обычай,  ведущий  начало  от предков, обычай бережного отношения, вплоть до запрета убивать, к лебедю, орлу, змеям, лисе и другим животным.

Несколько  составляющих природоохранной традиции, которые способствуют  сохранению  биоразнообразия Баргузинской долины и ее источников:

1. Запрет охоты возле источников (примерно в радиусе одного километра).

2.  Запрет  убивать  вообще (не только  возле  источников)  лебедя, змей, турпана, орла, лису, волка.

3.  Нельзя  сорить,  шуметь  возле источника.

4. Нельзя стирать в источнике.

5. Запрет рубить священные деревья, в том числе кедры.

Все эти табу прочно укоренились в сознании местного населения, и даже если были случаи нарушения этих запретов, бурхан наказывал человека.

Табу

Мы  можем  проследить  следующую цепочку. То есть табу, отраженные  в  устном  народном  творчестве, в  частности  в  небольших рассказах,способствовали  и  способствуют  охране  природы.  Аллинские  источники являются лишь памятником природы,  и  хотя  государство  не  создало  в этом месте особых условий для охраны  этого  чудесного  уголка (заповедник,  заказник  и  т.п.),  существует  неписаный  закон  естественного  сохранения, который выражен в традициях и  закреплен  в  фольклоре. 

Традиции и  обычаи местного  населения,  выраженные в фольклоре и передающиеся из поколения в поколение, являются прочной основой для охраны в течение нескольких веков. В Бурятии таким примером является создание парка в Окинском районе. Здесь создана охраняемая природная территория на основе  народного  эпоса —  природный  парк «Гэсэр». Ока  считается  родиной  Гэсэра.

«Согласно  народным преданиям,  Гэсэр  и  его  баторы  превратились  в  каменные  изваяния  на вершинах  Саянских  гор,  чтобы  охранять...  красоту  первозданной  природы» (Дугаров Б.С., 1995 г.).

Здесь построен дуган,  собираются верующие, туристы. «Живучесть»  экологических традиций  изучалась  в  ходе  проека  РОЛЛ  сотрудниками  Центра  детско-юношеского  туризма  и  краеведения совместно с преподавателями и  студентами ВСГАКИ  и  сотрудниками Кольского филиала Центра охраны  природы  на  севере Баргузинской долины  в  селах  Алла  и  Улюнхан  Курумканского  района  Республики  Бурятия.

Такого рода приметы, запреты и обычаи охраняют их, как природные заповедники. Так, мы убедились, что Аллинские  источники  сохраняются благодаря народным традициям лучше, чем официальные заказники. Сегодня для преодоления потребительского отношения человека к природе необходимо новым взглядом увидеть старые  истины,  вернуться  к  положительному  опыту  взаимодействия  с природой  определенного  этноса  за время  их  существования  на  данной местности. Речь идет не о том, чтобы вернуться  к  традиционным  формам хозяйствования,  а  о  том,  что  нужно обратить взоры на философию отношения  человека  к  природе,  требующей уважения и понимания, без чего не может быть гармонии.

Охотясь, ловя рыбу или просто идя по лесу, человек ощущает незримое присутствие кого-то, чувствует, что он пришелец. Это способствует тому, что человек не нарушает заведенный порядок, равновесие в природе. Источники являются священными местами. Это места особого почитания и уважения. Таким образом, прослеживается традиция сбережения источников — аршанов, обычай, ведущий начало от предков, обычай бережного отношения, вплоть до запрета убивать, к лебедю, орлу, змеям, лисе и другим животным.

И. Протопопова, Е. Жамбалова, Восточно-Сибирская академия культуры

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях