О том, что в российском Минфине и Федеральной налоговой службе обсуждают необходимость контроля крупных расходов граждан, узнали накануне Ведомости.
Пока обсуждается только возможность, идея очень сырая – никакого проработанного механизма нет, осторожничают инициаторы темы.
Рассмотрят под лупой
Тема контроля за расходами действительно старая, и от подобного механизма сбора в начале 2000-х годов уже отказывались. Однако идея снова всплыла в связи с необходимостью пополнять бюджет.
- По своей логике тема имеет основание. Зачастую выявляют факты как у чиновника «средней руки» с зарплатой 46 тыс. рублей, дома находят 100 млн. рублей наличкой. В этом случае, я полностью согласен с экспертами. Однако, повсеместно применять данный механизм в отношении всех категорий граждан РФ нельзя – это может вызвать волну напряжения, - высказал свое мнение депутат Народного Хурала Бурятии Игорь Марковец, и привел пример. - Любое живое существо не любит когда его постоянно давят и тем более под лупой рассматривают доходы. Может получиться так, что его родственники скинулись и купили однокомнатную квартиру. А ему потом придется долго объяснять на что и почему он ее купил. Ведь, к примеру, зарплата учителя 25 тыс. рублей. Поэтому этот перегиб ни в коем случае допускать нельзя.
По мнению депутата, принятие обсуждаемого закона может создать напряженную ситуацию в обществе. Поэтому разумнее рассматривать предложение в отношении определенных «групп риска», то есть тех категорий граждан, которые имеют высокую расходную часть и при этом высокие доходы. А еще лучше, вынести предложение для общественного обсуждения.
Что еще надо?
Однако на нынешнем этапе предложение достаточно сырое, считают местные эксперты.
- Госорганы уже имеют информацию о доходах и методах воздействия на эти категории. Возможно необходимо делать дифференцированную шкалу налогооблажения по НДФЛ. У кого доход 5 млн. рублей – платит, к примеру, 15-20 процентов. У кого доход 1 млн. рублей – платит 13 процентов. А с людей сейчас удерживают единый налог независимо от размера дохода. В этом зарыта несправедливость, - считает Марковец.
Возможность контроля крупных расходов населения – «дело бесперспективное», считает экс-депутат Народного Хурала Бурятии Иннокентий Егоров.
- Как можно расходы учитывать? Я не думаю, что у этих чиновников есть какое-то техническое решение. Информация по крупным сделкам уже имеется в базе Федеральной налоговой службы. Все операции видны. Что еще надо? – задается вопросом Иннокентий Егоров.
И действительно, для транспортного налога при постановке автомобиля на учет ГИБДД передает данные налоговикам, о покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра. Также можно получить сведения о банковских счетах. Даже при продаже квартиры, если она во владении меньше трех лет, гражданин платит налог, который рассчитывается от кадастровой стоимости независимо от того, какая цена указана в договоре.
- Мое личное мнение, для того чтобы все это использовать и следить за фактором «расход-доход» надо чтобы помимо налогооблажения физических лиц работали налогооблажения построенные на предпринимателях. Мы же знаем, что очень многие получают зарплату в серых конвертах. При этом предпринимателю выгодно платить минимальную зарплату, чтобы не платить налог предприятия, - вспомнил о бизнесе Игорь Марковец.
Бояться, что будут таскать на допросы
В любом случае, как признал один из федеральных чиновников финансово-экономического блока, после выявления незадекларированных доходов налоговики не только доначислят налог, но и должны будут передать информацию в правоохранительные органы, а те — узнать, легально ли получены эти доходы, пишет РБК.
- Но это будет, по сути, уже террор всей страны — все будут бояться, что их расходы разойдутся с доходами и их будут таскать на допросы, — резюмирует замминистра финансов Илья Трунин.