Азия
6937

Заколдованные клады Баргузина (мистика)

Фото: the-submarine.ru

Бывшая столица золотой тайги поселок Баргузин и окрестные села и леса окружены кладами. Так говорят старожилы еще с тех времен, когда золотоискатели на севере Бурятии прятали в укромных местах Баунта, Еравны и Баргузинской тайги золото.

—  Недавно узнал о том, что уроженец села Поперечное  Еравнинского  района  откопал  золото своего деда. Сейчас богатый внук живет на Кипре, — пишет наш читатель Геннадий Скворцов.

— В Баргузинском районе тоже часто находят припрятанное золото. Оказывается,  кладоискательство  было  довольно распространённым занятием у жителей северных золотоносных районов Бурятии, хотя и считалось весьма рискованным.

—  Рассказывали,  что  тот,  кто  прячет  свои сокровища от посторонних глаз, совершает над ними  всевозможные  заклинания-обереги.  Есть поверье  о  зарывании  клада  на  определённое количество голов. Это значило, что, к примеру, клад, спрятанный на  тридцать  голов, приносит тридцати кладоискателям смерть и открывается лишь тридцать первому, — приводит жуткую статистику Геннадий.

На  самом  деле  тайна  баргузинских  кладов объясняется  просто.  За  удачливыми  добытчиками золота охотились бандиты. Знали все тропы, по которым уходили, например, китайцы на родину с золотом. Их называли фазаны, а ограбление — «пощипать фазана». Вот  и  приходилось старателям часть золота припрятывать. А уж кто возвращался к своему кладу, кто нет…


Фото: gorizontsobytij.ucoz.ru

—  Клады показываются под ногами в виде огоньков  над  тем  местом,  где  они  схоронены. Еще рассказывали, что клады являются в виде горящей  свечи.  В  этом  случае  рекомендуется ударить по свече рукой и проговорить: «Аминь, аминь,  рассыпься!». После  чего  клад  будто  бы тотчас должен появиться сундуком, котлом или бочонком, набитым монетами или драгоценностями, — продолжает рассказ Скворцов.

Но  разбогатеть  от  клада  человеку  трудно, гласит народное поверье, так как большинство из них заговорено и без заклинаний в руки простому смертному не дается. Согласно древнему сказанию,  клад,  зарытый  в  земле,  из  кучи монет и сокровищ превращается в некое самостоятельное существо, которое  охраняют  незримые силы.

В старину прятали клады под зарок, то есть до того, как зарыть клад, хозяин произносил некую магическую фразу. Чаще всего в зароке содержится информация о том, кто и как сможет этот  клад  достать.

Имеются  клады «на  первого  встречного», «на  везучего».  А  бывают  и  такие, которые требуют человеческих жертв и заговариваются на одну/несколько человеческих жизней. Нередко  в  прошлые  века  прятали  сокровища на определенное время, то есть определенный  хозяином  срок  клад  должен  пролежать в земле, и найти его раньше срока никому не удастся. По истечении этого времени любой первый встречный сможет обнаружить зарытый клад.  Еще  кладоискатели  любят  рассказывать о кладах, которые «показываются» искателям в виде огоньков, дымных шлейфов, блуждающих светлячков  и  пр.  В  болотистой  местности  такие клады якобы выходят на поверхность, чтобы просохнуть.

—  Говорят,  что  многие  сокровища  зарыты рядом с дорогами, особенно со знаменитым

Баргузинским  трактом.  Потому  что  у  грабителей времени на зарывание награбленного было мало, вот и рыли недалеко от места преступления. Особенно когда золота много, его далеко не унесешь, — объясняет наш читатель.

Поэтому делали ямы как для погибших лошадей. Под труп лошади, а иногда и погибших людей, клали скарб, который с собой нельзя было унести. Яма с кладом на скорую руку закапывалась, сверху ставился простой крест. Так прятали свои сокровища очень долгое время, на протяжении веков. В могилах прятали клады и в гражданскую,  и  в  Великую  Отечественную  войну. Охотников  разрушать  чужие  могилы  не  слишком много, а вот сами хозяева кладов далеко не всегда могли вернуться за своими сокровищами.

Необычные свинка и петушок

Считается, что найти клад можно и в обычный день. В виде необычной свиньи является людям серебро,  в  виде  петушка —  золото.  Согласно поверьям, если ударить по таким животным рукой, то тут же откроется счастливчику россыпь ценных монет.

Еще считается, что клады являются людям в виде добрых путников-старичков. Такой старец обычно обращается к случайным путникам  с  несложной  просьбой.  Если  найдете время помочь страннику, то он отблагодарит вас несметными сокровищами. Если нет, пойдет путник с ними мимо вас. Здесь сокровища служат неким  вознаграждением  за доброту.

Особыми считаются клады Степана Разина, ибо народная молва  упорно  считала  и  считает Разина великим колдуном. Согласно народным преданиям, клады мятежного атамана спрятаны в землю на «человеческую голову» или «несколько голов». Чтобы их добыть, кладоискатель должен  погубить «заговоренное»  число  людей,  и тогда клад ему достанется без особых затруднений.

 Иногда клад бывает на «счастливого», но это бывает очень редко. Тогда знак клада является в виде черной кошки или собаки. В этом случае человек должен идти за такой кошкой и, когда она остановится и замяучит, не оплошать, ударить ее изо всех сил и сказать: «Рассыпься!». А потом в этом месте копать.

Ангарский клад

Считалось,  что  сокровища  одного  клада  показываются  лишь  единожды,  другим же  можно  пользоваться  несколько  раз.  Так,  в  газете «Иркутские  ведомости»,  выходившей  в  начале XX века, была опубликована  статья о  том, как один  рыбак  нашёл  на  берегу  Ангары  клад  золотых монет. Взяв столько, сколько мог унести за один раз, он пообещал кладу к определённому  сроку вернуть одолженные деньги. В означенное время он сдержал слово, а вскоре вновь воспользовался  сокровищами  клада.  Так  продолжалось  несколько  лет. 

Рыбак  разбогател, занялся торговлей и стал весьма уважаемым в Иркутске купцом. Но однажды то ли по забывчивости, то ли из жадности он не вернул взятые у клада монеты. В итоге клад исчез и более ему не открывался. Вскоре  купец разорился,  потерял всё имущество, нажитое за годы общения с кладом, проворовался и закончил свои дни в… Илимском остроге.

Старые кладбища

В Сибири до наших дней живо поверье о том, что многие клады спрятаны на старых кладбищах. Покойники и всякая нечисть зорко стерегут богатства, созданные на крови и слезах, и горе тому, кто рискнёт потревожить их покой. О старом Баргузинском кладбище мы уже писали.

 В Томском краеведческом музее хранится «Колдовская тетрадь» — потрёпанная рукописная книжица в чёрном кожаном переплёте, датированная девяностыми годами XIX века, в которой, помимо заговоров, колдовских обрядов и знахарских рецептов, описывается леденящий кровь ритуал «схорона кладезя на упокой».

Безымянный  автор «Колдовской  тетради» советует взять горсть земли с девятидневной могилы  утопленника  или  самоубийцы,  перемешать её с драгоценностями, поместить всё это в сосуд и запечатать его сургучной печатью  с  изображением  перевёрнутого  креста.


Фото: contkarecgens.16mb.com

Затем  рекомендуется  поймать  чёрную  кошку,  умертвить  её,  содрать  с  животного  шкуру  и  обернуть  ею  запечатанный  сосуд.  После  этого  в  полнолуние  следует  прийти  на кладбище,  найти  самую  свежую могилу,  разрыть её и положить туда драгоценности, трижды  произнеся  при  этом: «Разойдись,  река, разойдись,  небеса,  а  старая  кошка  восстань из праха. Печать моя крепка, слово моё верно.  Аминь!».  Закопав  могилу,  нужно  трижды плюнуть  на  неё  и  уйти  с  кладбища  спиной вперёд.

Золото Колчака

Много  легенд  и  историй  связано  со  знаменитым  золотым  запасом адмирала Колчака,  который  был  спрятан  во  время  отступления  его армии через всю Сибирь на восток. На протяжении  восьми  десятилетий  государственные органы,  археологи,  исследователи  истории  и авантюристы  безрезультатно  искали  десять с  половиной  тонн  драгоценных  слитков,  монет царской чеканки и ювелирных изделий, созданных  лучшими  российскими,  итальянскими и английскими мастерами XVI — XIX веков.

Назывались самые разные места возможного захоронения клада — Омск, Новосибирск, Тобол, Иркутск. В  архивах НКВД  сохранились  протоколы допросов десятков офицеров колчаковской армии. В числе прочих вопросов чекистов интересовала информация об исчезнувшем золотом  запасе. Однако  никто из арестованных не  знал  место  захоронения  самого  крупного клада  Сибири.  Со  временем  сформировалось убеждение, что адмирал Колчак  тайну местонахождения золотого запаса унёс с собой в чистые воды Ангары.


Фото: wiki.uspi.ru

Зимой по тайге, покрытой саженным, а то и двухсаженным снежным покровом, по наледям, в которых лошади и олени сплошь и рядом проваливались, прорубая себе среди густого леса и валежника тропу, летом утопая в болотах и изнемогая от стай комаров и мошек, идут искатели счастья, руководимые тунгусом, сойотом или орочоном. Идут они в совершенно неведомый край, по которому нога белого человека еще не ступала…

Но вот богатое золото найдено. Нужно приступить к его разработке. Потянулись в тайгу через крутые горы, через реки, усеянные водопадами и порогами, целые обозы с инструментами и припасами с тем, чтобы в течение короткого сибирского лета вырвать из недр земли по возможности больше драгоценного металла. Кучка людей, собравшихся на прииске, дружно принялась за работу. Застучали топоры, вековые лиственницы и кедры пали под напором железа, бурный горный ручей, перехваченный канавами, стал отдавать свою силу водяным колесам, а вечно мерзлая почва, выброшенная на промывальные устройства, распавшись на мелкие составные части, стала выделять из себя зерна и блестки желтого металла.

По мере разработки прииска в глухой, сплошь и рядом чрезвычайно трудно доступной тайге вырастал приисковый поселок. А если богатство и размеры россыпи тому благоприятствовали, то в скором времени образовывался целый приисковый центр. К этому центру начинали проводить дороги, по дорогам этим строить зимовья, то есть своеобразные, весьма примитивного устройства почтовые станции. И первоначально совершенно обособленный приисковый центр связывался с населенными местами, а угрюмая дикая тайга переставала быть недоступною. Человек шел в нее смелее и всё больше и больше подчинял ее себе. По разным направлениям от главного Сибирского тракта, от могучих водяных артерий Сибири, как щупальца, внедрялись в тайгу приисковые дороги. По этим дорогам двинулись в тайгу десятки тысяч людей, пошли обозы со всяким добром, а из тайги потекла струя золота, весьма быстро преобразившая облик Сибири…

Л.А. Ячевский, геолог.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях