Эпопеи с Александром Манзановым и Валерием Доржиевым, в первом случае новый срок, а во втором - хеппи-энд. Аресты бывшего начальника УКС Савелия Мотошкина и генерального директора ООО «Китой» Сергея Золотарёва. Выпущенный под залог в 7 млн депутат Хурала Виктор Абушеев. Судимость художественного руководителя филармонии Натальи Улановой и признание виновной директора театра оперы и балета Аюны Цыбикдоржиевой в избиении режиссера. Уголовное дело и отстранение от должности главы Кяхтинского района Александра Буянтуева и вот еще один подозреваемый - глава Иволгинского района Бимба Дымбрылов.
Понятно, что каждое дело сугубо индивидуально, однако, когда идет просто вал подобных скандалов, напрашивается мысль о системных сбоях. И дело здесь не только в корыстолюбии слуг народа, а в несовершенстве межбюджетных отношений, в противоречиях федерального и местного законодательств, в конце концов, в уровне профессионализма финансово-экономического блока исполнительной власти.
Проблемы сверху?
Большинство этих проблем берет свое начало уже на федеральном уровне. Почему говорят, что транши, идущие в субъекты, уже там делятся между «своими» и сопровождаются вниз до исполнителя, как правило, до местных субподрядчиков, которым достаются крохи? Почему в Москве на региональные проекты закладываются суммы в разы больше, чем необходимо на самом деле? И почему деньги из центра ползут так долго и приходят иногда под самый декабрь, когда уже и построить ничего путного нельзя? А местный чиновник подпадает под статью?
Львиная доля таких дел приходится, конечно, на глав муниципальных образований, до которых средства доходят в последнюю очередь, но головы с них летят в первую очередь. И, как правило, всегда по одной и той же статье Уголовного кодекса РФ – превышение должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК России).
Первая волна
Первая крупная волна подобного рода муниципальных дел прошла еще в 2010 году, прошли дела по четырем сельским районам. Они имеют прямые аналогии с сегодняшней ситуацией по Кяхте и Иволге, и поэтому стоит вернуться к тем муниципальным историям.
Напомним, что экс-глава муниципального образования «Еравнинский район» Дамби Дамбаев пострадал в результате реконструкции-электрификации высоковольтной линии трех сел Еравнинского района. На софинансирование линии из федерального бюджета была перечислена сумма в размере 6,8 млн рублей.
Что касается бывшего главы Кабанского района Геннадия Орлова, то тот в нарушение требований законодательства произвел оплату по неисполненному муниципальному контракту. Но он был поставлен в чрезвычайно жесткие условия, когда неосвоенные целевые денежные средства федерального бюджета (по состоянию на 1 января 2010 г.) подлежали возврату.
- Таким образом, мы оказались перед выбором: либо отказываться от поставки грейдеров и разрывать заключенные договоры, либо идти на риск и оплатить всю оставшуюся сумму без поставки грейдеров, - заявил тогда Геннадий Орлов.
Руководитель Кижингинского района Эрдэни Бадмаев также был признан виновным в превышении должностных полномочий. Следствие установило, что Бадмаев совместно с двумя другими подсудимыми незаконно оформил и реализовал земельный участок. Суд приговорил Бадмаева к наказанию в виде штрафа в сумме 250 тысяч рублей. Плюс лишение права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти сроком на три года.
Тогда же глава республики Вячеслав Наговицын был вынужден прокомментировать эти дела.
- Что касается Кижингинского района, - сказал президент Наговицын, - то я бы даже немножко вступился за его главу. В принципе на суде уже было доказано, что он ничего себе в карман не положил, ничего не украл. Вся сделка была сделана для того, чтобы вытащить из долговой ямы крестьян, которые взяли кредит. Мы все это прекрасно знаем… Тем не менее суд поступил абсолютно правильно – нарушение же было все равно. Но вот насколько объективно, насколько правильно наказание, связанное с тем, чтобы одновременно и штраф наложить, и лишить его права занимать должность… То есть два наказания за одно деяние.
Как видим, все трое радели за дело, но в итоге оказались виновны по той же злополучной 286-й статье УК РФ – превышение должностных полномочий.
Системный кризис
Тем не менее увеличение уголовных дел должно было в первую очередь привлечь внимание руководства республики и партии власти. Ведь в конечном итоге это говорило о системном кризисе именно партийных рядов, да и республиканской муниципальной власти в целом. Не секрет, что руководители районов воспринимаются местными жителями как некие «феодалы», которым позволено все или многое. Никакой целенаправленной ротации и оргвыводов не следовало – руководство и партии, и республики предпочитали занимать выжидательную позицию: сначала уголовных дел в отношении глав, а затем решений судов.
А государственного контроля, кроме прокурорского, по сути, не было. Симптоматично и то, что скандалы «всплывали» только после проверок прокуратуры. Контрольный орган был в то время единственной в Бурятии силой, которая могла поставить главам «на вид».
Но с тех пор республиканские власти все-таки сделали оргвыводы, и, очевидно это связано с приходом к шефству над районами Баира Жамбалова в администрации главы и правительства. Выразилось это в гораздо более реалистичном и прагматичном подходе в кадровой политике. В частности, в случае с Тункой, сначала с отставкой Андрея Самаринова, а затем с признанием Ивана Альхеева.
В рамках заданной игры
Но вернемся в 2010 год. Четвертый случай кризиса муниципальной власти произошел тогда в Иволге. И это был действительно скандал на всю республику с участием главы района на тот момент Александра Цыденова и главы поселка Иволгинск Виктора Очирова.
Тогда руководитель республики сказал:
- Что касается Иволгинского района. Это, конечно, безобразие, когда у нас дерутся люди… Я даже комментировать не хочу.
С тех пор прошло шесть лет, и участники той эпохальной драки вновь сойдутся лицом к лицу. На этот раз в борьбе за пост главы района, выборы намечены в сентябре 2016 года.
К выборам готовится и действующий глава Бимба Дымбрылов. Прозвучавшая на прошлой неделе информация о действиях силовых структур в администрации района, конечно, на руку его противникам. Но это не первое разбирательство в отношении Дымбрылова на этом посту. Все предыдущие благополучно разрешались в его пользу, поскольку те объекты, по которым предъявлялись обвинения, были введены в строй и уже действуют. То есть никто ничего не украл, но работа идет в рамках заданных правил игры, когда если не рискнуть собственной головой, значит, ничего не сделать. Но если ничего не строить и не развиваться, то уже счет предъявит избиратель. И он будет прав, и его вердикт не за горами. На носу 18 сентября.