На эти цели Бурятии предоставят субсидию из федерального бюджета. Москва готова выделить 135 миллионов рублей в рамках федеральной программы по сейсмоусилению жилых домов и зданий.
В правительстве отмечают: этой суммы достаточно для активной работы в 2016 году. Строительство будет осуществляться на условиях софинансирования: часть средств вложит республика. Оставшиеся 42 миллиона Бурятия получит в 2017 году. Тогда же школа начнёт работу.
Договорённости о финансировании с Москвой достиг глава республики Вячеслав Наговицын. Как сообщает пресс-служба правительства, он поблагодарил министра строительства России Леонида Ставицкого за содействие в решении вопроса, а педагогов, родителей и учеников – за «активную, но взвешенную позицию».
Затянули с документами
Напомним, здание старейшей школы города было признано аварийным ещё в 2011 году, а в апреле 2012-го её закрыли. Около 900 учеников «разбросали» по другим учебным заведениям. Из-за постоянных «скитаний» преподаватели неоднократно обвиняли мэрию Улан-Удэ в равнодушии и непрофессионализме. А некоторые из них за это время и вовсе успели уволиться.
Изначально на реконструкцию планировалось потратить 270 миллионов рублей – построить основной блок и оборудовать пристрой, где разместятся столовая, актовый и спортивный залы. При этом предполагалось, что 12 % средств направят из республиканского и 4,5 % – из муниципального бюджета. Оставшуюся сумму должна была выделить Москва, причём сразу в рамках двух программ – по сейсмоустойчивости и по подготовке к 350-летию Улан-Удэ.
Работы обещали завершить в декабре прошлого года. Однако город затянул с подготовкой проектно-сметной документации: федеральный центр запросил подтверждение сметы расходов на ПСД. Для этого требовалось пройти главгосэкспертизу в Красноярске. Согласовывали полтора месяца, и лишь в конце 2014 года Улан-Удэ получил положительное заключение.
Включили в программу
Минувшей осенью федеральный центр деньги на реконструкцию всё же выделил. На итоговой пресс-конференции в декабре теперь уже бывший председатель комитета по строительству Улан-Удэ Сергей Соколов сообщил, что город заключил с компанией «Бурятпроектреставрация» контракт на сумму 278,5 миллионов рублей.
Тогда же в мэрии клятвенно пообещали: к концу 2016 года школа распахнёт свои двери для учеников и учителей. Власти даже собирались отслеживать ход реконструкции здания, ведь оно является объектом культурного наследия. В годы Великой Отечественной войны там размещался лечебный корпус эвакогоспиталя № 942.
«Процесс встал»
Но гладко, судя по всему, было только на бумаге. В феврале стало известно, что реализация проекта оказалась под угрозой: республиканские власти отказалась выдать разрешение на проведение работ. Тревогу забила одна из бывших выпускниц.
- Процесс встал. Бюрократические проволочки не дают сотням учеников получать образование. Пожилые учителя не имеют возможности работать в нормальных условиях, их заботят только разъезды и отсутствие своих кабинетов, – написала она в обращении, адресованном президенту Владимиру Путину. – Я, Клава Гущина, закончила школу почти десять лет назад. Давно живу в Петербурге. В последние годы я с болью в сердце получаю от своей классной «мамы» Остапенко Людмилы Сергеевны сообщения о происходящем. Больше я не могу молчать и хочу попробовать сделать хоть что-то для родной школы, для своих любимых педагогов и несчастных детей, которым не посчастливилось учиться так, как училась я – в одном здании все десять прекрасных лет.
В начале марта терпение родителей окончательно лопнуло: они пригрозили городским властям митингом. А буквально через пару дней на площадку многострадального учебного заведения зашли строители. В итоге чиновникам удалось отговорить улан-удэнцев от протестной акции.
«Всё тайное становится явным»
В июне выяснилось, что Бурятия лишилась федеральных средств на реконструкцию многострадальной второй школы: Минстрой России нашёл «несостыковки» в проектной документации.
- Провалили вторую школу. Провалили, – констатировал Вячеслав Наговицын. – Не зря в народе говорят: «Всё тайное становится явным». Федерация сняла финансирование, потому что памятник истории предложили реконструировать обманным путём, по программе сейсмики. Это «нецелёвка» будет. Кто-то же готовил документацию, кто-то же ввёл федеральный центр в заблуждение. Людей обманули, деньги даже получили, соглашения подписали.
Он заметил, что Минстрой находится «в иллюзиях, что вот-вот сможет договориться». Однако школу всё же пообещал достроить.
- Другого пути у нас нет, мы людям обещали. Значит, надо установить сроки, определить источники – и вперёд. Надо обязательно наказать тех, из-за которых мы потеряли целый год. Если бы мы правильно решение приняли год назад, то уже ленточку у этой школы разрезали, – подчеркнул Вячеслав Наговицын.
Выступая перед депутатами Народного Хурала на июньской сессии, глава отметил, что республике и городу придётся спасать школу вместе, поскольку денег на её реконструкцию хватит лишь на один год.
- У нас на этот год есть деньги на строительство, а в следующем в бюджете нужно будет предусмотреть дополнительные средства, чтобы сдать её в эксплуатацию к 1 сентября, – сообщил он.