Материалы по данной тематике собирались нами почти четверть века назад, пишет автор письма Юрий Ведерников. Прошедшие времена и события стерли из памяти имена людей, делившихся воспоминаниями, как и имена кораблей, трудившихся на водных магистралях Байкала и Селенги и защищавших восточные рубежи России. Но полученные в те времена материалы позволили понять, что байкальское судоходство во многом переопределило мореплавание тихоокеанское. А память сохранила удивление тому диапазону событий, произошедших на Байкале и Селенге, во всех красках жизни: счастье свободного, не знавшего крепостничества сибиряка, труд и война, флотилии белых и красных, карательные экспедиции тех и других, исследования и кораблекрушения, по последствиям не уступавшие печально известному «Титанику»…
От перевозки грузов до военного флота
Судоходство по озеру Байкал и реке Селенге началось с момента появления русских в прибайкальском регионе. Известно, что уже в 1650 году по Байкалу и Селенге осуществлялось судоходство в дипломатических миссиях. А к началу XVIII века речное и озерное судоходство обслуживали транспортные потоки из европейской России, идущие в Восточную Сибирь и Китай и обратно. Российский военно-морской флаг появился в регионе в 1728 году: в Иркутске было основано адмиралтейство, чуть позже была создана «навигацкая» школа, а военная (казенная) флотилия из небольших парусных судов под управлением молодых лейтенантов флота защищала интересы на тогдашних восточных границах России.
Первый парусный бот был спущен на воду мастером Козловым в 1738 году. В 1742-м на управление «новомодным» кораблем был назначен боцман Трубицин с двумя матросами из экипажа известного русского мореплавателя Алексея Чирикова, соплавателя Витуса Беринга.
Тогда же был открыт первый на озере маяк в селе Посольске. Байкальская флотилия являлась и местом формирования и снабжения флотилии Сибирской: выпускники «навигацкой» школы направлялись на Тихий океан. Все припасы, «… а особливо пушки, якоря, пенька и паруса…» доставлялись в Охотск, первый военно-морской порт России на Тихом океане, через Иркутск, Байкал, по Лене до Якутска. И далее извозом — до Охотска. Чуть более ста лет просуществовало это военно-морское соединение — официально адмиралтейство было упразднено в 1839 году.
Судоходство как бизнес XVIII века
К этому времени окрепли частные предприниматели, имевшие большие парусные лодки на Байкале и Селенге и способные поддерживать регулярное судоходство. Учредителем пароходства на Байкале был крупнейший золотопромышленник и откупщик, ростовский купец Никита Мясников, вложивший в заведение пароходов и барж на Байкале около 600 тыс. рублей ассигнациями и создавший первое байкальское пароходство. Первое плавание построенный Мясниковым пароход («Император Николай I» мощностью 32 л.с.) совершил в 1844 году, а в 1845-м им было спущено на воду еще одно судно — «Наследник Цесаревич» (50 л.с.). Низкие фрахтовые цены, предлагаемые пароходовладельцем, способствовали быстрому росту грузооборота: объем перевозок с 1845 по 1848 год вырос с 17,6 тыс. до 77,6 тыс. пудов.
К 1910 году на Байкале уже работали 18 пароходов, несамоходный флот составлял 24 судна, включая три металлические баржи с грузоподъемностью 600 тонн каждая.
На память приходят названия пароходов: «Бурят», «Кооператор», «Феодосий», «Иннокентий», «Кругобайкалец» и, конечно же, ледоколы «Байкал» и «Ангара».
Первые ледоколы
Постройка ледоколов для Байкала связана со строительством Транссибирской железной дороги. Согласно проекту, паром-ледокол «Байкал» должен был перевозить железнодорожные составы по маршруту ст. Байкал — ст. Мысовая протяженностью 60 километров. Подобная переправа существовала на озере Мичиган в Северной Америке, но ее протяженность была всего 20 километров. В свою очередь, вспомогательный ледокол «Ангара» должен был обеспечивать действия «Байкала», а также перевозить грузы и пассажиров.
Комитет по постройке Сибирской железной дороги в конце 1895 года заказал английской фирме «Армстронг, Витворт и Ко» изготовить в разобранном виде паром-ледокол. В начале января 1897 года части судна уже доставили в Лиственничное и начали собирать в механических мастерских забайкальского промышленника Немчинова. 17 июня 1899 года «Байкал» спустили на воду, а уже 3 января следующего года он отправился в свой первый, пока испытательный рейс. В своей телеграмме руководитель строительства корабельный инженер Заблоцкий сообщал: «… толщина льда 14 дюймов, три машины работали прекрасно при 64 оборотах… Скорость во льдах развивал до 12 верст в час, лед ломал прекрасно, при спокойной работе машин…».
В первый свой эксплуатационный рейс «Байкал» отправился 24 апреля 1900 года, а чуть позже, в 1902-м, в строй вступил второй ледокол — «Ангара».
Первые зимние рейсы показали полную непригодность порта Мысовая из-за мелководья и открытости ветрам, и поэтому на восточном берегу озера появилась станция-пристань «Танхой», которая оказалась и удобнее, и ближе. В целом же ледоколы исправно обслуживали переправу до вступления в строй Кругобайкальской железной дороги.
Бои на Селенге и Байкале
Гражданская война разделила как людей, так и корабли на белых и красных. Как известно, в такой войне нет победителей и побежденных, есть проигравшие и павшие…
28 января 1918 года Комитет советских организаций Восточной Сибири принял постановление о национализации имущества Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств, в том числе судов Байкальской железнодорожной переправы. А несколько позже красные приступили к формированию Байкальской красной флотилии. «Байкал» был вооружен шестидюймовым орудием, на «Ангаре» установили две полевые пушки и четыре станковых пулемета «Максим», ходовую рубку обложили мешками с песком. «Ангара» стала актив-ной участницей боевых действий: вела разведку у станций Утулик и Мангутай, обстреляла белый бронепоезд в районе реки Паньковки, участвовала в десантных операциях у сел Голоустное и Култук. Другое селенгинское судно — вооруженный пароход «Кооператор» — было передано в распоряжение Троицкосавского фронта и участвовало в боях на реке Селенге под командованием легендарного «сибирского деда» Нестора Каландаришвили.
В свою очередь, белые сформировали свою флотилию, захватив пароходы «Феодосий» и «Бурят» и грузовые баржи.
12 августа 1918 года «Байкал» был атакован белыми кораблями. Находившийся на борту красный отряд Власова спешно покинул горящее судно, а команда ледокола во главе с капитаном Алексеевым смогла пришвартовать корабль, но не уберегла его от пожара. Судно выгорело и затонуло. «Записки на полях» сохранили имена моряков-байкальцев, участников тех событий — Сергея Солнцева, Степана Мирошникова, Константина Гаврилова, Мирона Рагозина…«Ангара» несколько дней ходила по Байкалу, прячась от «Феодосии» и «Бурята». Около Бугульдейки судно подверглось артиллерийскому огню, но ушло от противника. 22 августа 1918 года «Ангара» по шла в Лиственничное для сдачи в плен, выбросив белый флаг. Интересно, что из команды «Ангары» никто не пострадал. В навигацию 1919 года ледокол возвращается к нормальной работе, совершая рейсы и перевозя грузы. Но в начале января 1920 года сохранившийся ледокол был превращен в плавучую тюрьму: при отступлении белых на «Ангаре» был казнен 31 человек.
С 1922 года «Ангара» вернулась к мирной жизни. Эксплуатация парохода длилась 40 лет — до 1962 года, когда 60-летнее судно «отправили на пенсию», выведя в отстой. В дальнейшем корпус ледокола использовали как базу ДОСААФ, плавучий склад. В конце 1970-х из «Ангары» решили сделать мемориальное судно, подобно «Авроре» в Ленинграде и «Красному вымпелу» во Владивостоке. Но дальше слов дело не пошло, и судно затонуло прямо у пирса. И только десять с лишним лет спустя «Ангара» была поднята, отремонтирована, и на судне был открыт музей, посвященный истории байкальского судоходства.
Не менее интересный, но практически неизвестный советский период селенгинского и байкальского судоходства остался нами почти не исследованным.
И пока еще живы ветераны водных магистралей Бурятии, пацанам-краеведам необходимо собрать материал и об этом периоде селенгинского речного судоходства. Пока старики живы…
с. Ильинка, 1981 г. — г. Владивосток, 2006 г.