Азия
2664

Как ледоколы воевали на Байкале

История байкальского и селенгинского судоходства

Фото:

Материалы по данной тематике собирались нами почти четверть века назад, пишет автор письма Юрий Ведерников. Прошедшие времена и события стерли из памяти имена людей, делившихся воспоминаниями, как и имена кораблей, трудившихся на водных магистралях Байкала и Селенги и защищавших восточные рубежи России. Но полученные  в  те  времена материалы  позволили  понять, что  байкальское  судоходство во многом переопределило мореплавание  тихоокеанское. А память сохранила удивление тому диапазону событий, произошедших  на  Байкале  и  Селенге,  во  всех  красках жизни: счастье  свободного,  не  знавшего крепостничества сибиряка, труд и война, флотилии белых  и  красных,  карательные экспедиции  тех  и  других,  исследования  и  кораблекрушения, по последствиям не уступавшие  печально  известному «Титанику»…

От перевозки грузов до военного флота

Судоходство  по  озеру  Байкал и реке Селенге началось с момента  появления  русских  в прибайкальском  регионе.  Известно, что уже в 1650 году по Байкалу  и  Селенге  осуществлялось  судоходство  в  дипломатических  миссиях.  А  к  началу XVIII века речное и озерное  судоходство  обслуживали транспортные  потоки  из  европейской  России,  идущие  в Восточную  Сибирь  и  Китай  и обратно.  Российский  военно-морской  флаг  появился  в  регионе в 1728 году: в Иркутске было  основано  адмиралтейство,  чуть  позже  была  создана «навигацкая» школа,  а  военная (казенная) флотилия  из небольших парусных судов под управлением  молодых  лейтенантов флота защищала интересы  на  тогдашних  восточных границах России.

Первый  парусный  бот  был спущен на воду мастером Козловым  в 1738  году. В 1742-м на  управление «новомодным» кораблем  был  назначен  боцман Трубицин  с двумя матросами  из  экипажа  известного русского мореплавателя Алексея Чирикова, соплавателя Витуса Беринга.


Фото: из личного архива автора 

Тогда же  был  открыт  первый на озере маяк в селе Посольске.  Байкальская  флотилия  являлась  и  местом  формирования  и  снабжения  флотилии  Сибирской:  выпускники «навигацкой»  школы  направлялись  на  Тихий  океан.  Все припасы, «…  а  особливо  пушки,  якоря,  пенька  и  паруса…» доставлялись  в  Охотск,  первый военно-морской порт России  на  Тихом  океане,  через Иркутск,  Байкал,  по  Лене  до Якутска.  И  далее  извозом — до Охотска. Чуть более ста лет просуществовало  это  военно-морское  соединение —  официально адмиралтейство было упразднено в 1839 году.

Судоходство как бизнес XVIII века

К этому времени окрепли частные  предприниматели,  имевшие  большие  парусные  лодки на  Байкале  и  Селенге  и  способные  поддерживать  регулярное судоходство. Учредителем  пароходства на  Байкале  был  крупнейший золотопромышленник и откупщик,  ростовский  купец  Никита Мясников, вложивший в заведение пароходов и барж на Байкале  около 600  тыс.  рублей  ассигнациями  и  создавший первое байкальское пароходство. Первое плавание построенный Мясниковым  пароход («Император  Николай I» мощностью 32 л.с.) совершил в 1844 году, а в 1845-м им было спущено  на  воду  еще  одно судно — «Наследник  Цесаревич» (50  л.с.). Низкие фрахтовые  цены,  предлагаемые  пароходовладельцем,  способствовали быстрому росту  грузооборота:  объем  перевозок  с 1845 по 1848 год вырос с 17,6 тыс. до 77,6 тыс. пудов.

К 1910  году  на  Байкале уже  работали 18  пароходов, несамоходный флот составлял 24  судна,  включая  три металлические  баржи  с  грузоподъемностью 600  тонн  каждая.

На память приходят названия пароходов: «Бурят», «Кооператор», «Феодосий», «Иннокентий», «Кругобайкалец»  и,  конечно же,  ледоколы «Байкал» и «Ангара».

Первые ледоколы

Постройка ледоколов для Байкала  связана  со  строительством  Транссибирской  железной дороги. Согласно проекту, паром-ледокол «Байкал»  должен  был  перевозить  железнодорожные  составы  по  маршруту ст. Байкал — ст. Мысовая протяженностью 60 километров.  Подобная  переправа существовала на озере Мичиган в Северной Америке, но ее протяженность была  всего 20 километров.  В  свою  очередь, вспомогательный  ледокол «Ангара»  должен  был  обеспечивать  действия «Байкала»,  а также перевозить грузы и пассажиров.


Фото: из личного архива автора

Комитет  по  постройке  Сибирской  железной  дороги  в конце 1895  года  заказал  английской  фирме «Армстронг, Витворт  и  Ко»  изготовить  в разобранном  виде  паром-ледокол.  В  начале  января 1897 года  части  судна  уже  доставили в Лиственничное и начали  собирать  в  механических мастерских  забайкальского промышленника  Немчинова. 17  июня 1899  года «Байкал» спустили на воду, а уже 3 января  следующего  года  он  отправился в свой первый, пока испытательный  рейс.  В  своей  телеграмме  руководитель строительства  корабельный инженер  Заблоцкий  сообщал: «…  толщина  льда 14  дюймов, три  машины  работали  прекрасно при 64 оборотах… Скорость во льдах развивал до 12 верст в час, лед ломал прекрасно, при спокойной работе машин…».

В  первый  свой  эксплуатационный рейс «Байкал» отправился 24 апреля 1900  года, а чуть позже, в 1902-м, в строй вступил  второй  ледокол — «Ангара».

Первые  зимние  рейсы  показали  полную  непригодность порта  Мысовая  из-за  мелководья и открытости  ветрам, и поэтому  на  восточном  берегу озера появилась станция-пристань «Танхой»,  которая  оказалась и удобнее, и ближе. В  целом  же  ледоколы  исправно обслуживали переправу до вступления в строй Кругобайкальской  железной  дороги.

Бои на Селенге и Байкале

Гражданская  война  разделила как людей, так и корабли на белых и красных. Как известно, в такой войне нет победителей и  побежденных,  есть  проигравшие и павшие…

28  января 1918  года  Комитет  советских  организаций Восточной  Сибири  принял  постановление  о  национализации  имущества  Ангарского, Байкальского  и  Селенгинского пароходств, в том числе судов  Байкальской  железнодорожной переправы. А несколько позже красные приступили к формированию Байкальской красной  флотилии. «Байкал» был  вооружен  шестидюймовым  орудием,  на «Ангаре» установили  две  полевые  пушки  и  четыре  станковых  пулемета «Максим»,  ходовую  рубку  обложили  мешками  с  песком. «Ангара»  стала  актив-ной участницей боевых действий:  вела  разведку  у  станций Утулик  и Мангутай,  обстреляла белый бронепоезд в районе реки  Паньковки,  участвовала в  десантных  операциях  у  сел Голоустное и Култук. Другое  селенгинское  судно —  вооруженный  пароход «Кооператор» — было передано  в  распоряжение  Троицкосавского фронта и  участвовало в боях на реке Селенге под командованием  легендарного «сибирского деда» Нестора Каландаришвили.

В  свою  очередь,  белые сформировали  свою  флотилию,  захватив  пароходы «Феодосий»  и «Бурят»  и  грузовые баржи.


Фото: из личного архива автора 

12 августа 1918 года «Байкал» был атакован белыми кораблями.  Находившийся  на борту  красный  отряд  Власова  спешно  покинул  горящее судно,  а  команда  ледокола во  главе с капитаном Алексеевым  смогла  пришвартовать корабль, но не уберегла его от пожара. Судно выгорело и затонуло. «Записки на полях» сохранили  имена  моряков-байкальцев,  участников  тех  событий —  Сергея  Солнцева, Степана  Мирошникова,  Константина  Гаврилова,  Мирона Рагозина…«Ангара»  несколько  дней ходила по Байкалу, прячась от «Феодосии»  и «Бурята». Около Бугульдейки судно подверглось артиллерийскому огню, но ушло от противника. 22 августа 1918 года «Ангара»  по  шла  в  Лиственничное  для  сдачи  в  плен, выбросив  белый флаг. Интересно,  что  из  команды «Ангары» никто не пострадал. В навигацию 1919 года ледокол  возвращается  к  нормальной  работе,  совершая рейсы  и  перевозя  грузы. Но  в начале  января 1920  года  сохранившийся  ледокол  был превращен  в  плавучую  тюрьму:  при  отступлении  белых  на «Ангаре» был казнен 31 человек.

С 1922 года «Ангара» вернулась  к  мирной  жизни.  Эксплуатация  парохода  длилась 40  лет —  до 1962  года,  когда 60-летнее  судно «отправили  на  пенсию»,  выведя  в  отстой. В дальнейшем корпус ледокола использовали как базу  ДОСААФ,  плавучий  склад.  В конце 1970-х из «Ангары» решили  сделать  мемориальное судно, подобно «Авроре» в Ленинграде и «Красному вымпелу» во Владивостоке. Но дальше слов дело не пошло, и судно  затонуло прямо  у пирса. И только  десять  с  лишним  лет спустя «Ангара» была поднята, отремонтирована,  и  на  судне был  открыт  музей,  посвященный истории байкальского судоходства.

Не  менее  интересный,  но практически  неизвестный  советский  период  селенгинского и байкальского судоходства остался  нами  почти  не  исследованным.

И  пока  еще живы  ветераны  водных магистралей Бурятии,  пацанам-краеведам  необходимо  собрать материал и об этом периоде селенгинского  речного  судоходства.  Пока старики живы…

с. Ильинка, 1981 г. — г. Владивосток, 2006 г.

Материал подготовлен уроженцем села Ильинка Юрием Ведерниковым, ныне проживающим во Владивостоке. Юрий Владимирович — специалист по истории военно-морского флота, автор книг «Сравнительный анализ создания и развития Морских стратегических ядерных сил СССР и США», «Красный дракон: военно-морские силы Китая — современность и перспективы».

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях