Один из решающих этапов становления монгольских народов был связан с местом рождения Великой матери монголов Алан-гуа, пишет автор статьи Евгений Хамаганов.
Необходимая ремарка: вопрос о том, почему именно Тункинская долина должна стать местом, где будет воздвигнут монумент Алан-гуа, стал в последнее время приобретать всё более конъюнктурный оттенок. Многие бросились обвинять, укорять, указывать, осуждать…
Какое, дескать, отношение Алан-гуа и хори-буряты имеют к Тунке, хонгодоры к хори-бурятам, и так далее.
Не хотелось бы заниматься возведением сакральных бастионов и прочих столпов, а взглянуть на местность, в которой всё начиналось…
Итак, согласно § 8 «Сокровенного сказания», Алан-гуа родилась от Хорилартай (Хоридой) мэргэна и Баргуджин-гоа, дочери Баргудай мэргэна в местности Арих Усун (Ариг Ус).
Край у воды
Поскольку в этой Хори-Туматской земле начались раздоры из-за звероловных угодий, Хоридой перекочевал в сторону Бурхан Халдуна у реки Онон, где на ней женился Добун мэргэн, потомок Борте Чино.
Многие раньше сходились к тому, что Ариг Ус это традиционное место кочевий нынешних хори-бурят в долине Селенги, чуть ли не место, где ныне стоит Улан-Удэ. Эта ошибка давно развенчана историками.
Историк Николай Абаев считает, что местность «Арих-Усунь» так и существует на географической карте современной Тувы в несколько ином диалектном варианте «Арыг-Узуу».
Река Ус расположена в районе Верхнего Енисея, и здесь располагалась, по некоторым данным, резервная ставка хана Ариг Буга.
Но второе слово «усун» от слова «ус» - «вода», явно наталкивает нас на мысль о водоёме, причём таком, что он достоин упоминания.
Поскольку Байкал уже назван, остаётся только местность Прихубсугулья. О том, почему Ариг Ус находился именно тут, свидетельствует то, что здесь была страна Хотогойто, которую населяли потомки хори-туматов. Здесь живут цаатны – самая южная народность, владеющая оленями. Вероятнее всего – они потомки тунгусского субстрата Гоа-Марал, жены Буртэ Чино.
Слово «Арих» говорит о северном крае – «арай», которым, в принципе, эта местность являлась для монголов XIII века, времени написания «ССМ».
Недалеко от села Хурамша Иволгинского района Бурятии существует сооружение явно искусственного происхождения, которое местные называют “Обоо Оэлун-эхэ” - место поклонения матери Чингис-хаана, которое было возведено по его приказу. Рядом находится также обоо, посвящённое Пегому Волку – Буртэ Шоно.
Итак, мы имеем два ориентира, по которым можно определить приблизительные границы Арих Усун. Юг – Прихубсугулье, Восток – Иволга. Где же Запад?
Край Великого Запрета
Окинская долина в ряде источников числится как местность, куда ушло племя Хори от междоусобиц Раннего Средневековья. Якобы, даже есть следы дороги, по которой они спасались. Другие источники говорят, что эту дорогу проложили воины Джучи, когда шли покорять «лесные народы».
Так или иначе, эту местность можно назвать Западным ориентиром страны Ариг Ус. На неё в своё время, Чингис-хааном и была наложена самая жёсткая часть Их Хориг – Великого Запрета. Мало того, что здесь под страхом смерти не разрешалось рубить лес и охотиться – вообще жить.
Центром же этого треугольника Хубсугул-Иволга-Ока являлась Тункинская долина, предположительное место рождения Алан-гоа, матери всех монголов. Поэтому Великий хаан и установил здесь заповедник в память о своих великих предках и для будущих поколений.
Об этом говорит тот факт, что жили в этих местах в пост-чингисхановское время только крайне немногочисленные племена сойотов и цаатнов, близких по языку и явно кровнородственных. В свою очередь, близких к урянхайцам. А именно им, соплеменникам Субэдэ-багатура, Чингис-хаан велел охранять территорию Их Хориг.
О том, что здесь никто не жил, свидетельствует то, что хонгодоры, будучи ответвлением древних хори-туматов, появились в местностях Закамны и Тунки уже в XVI-XVII веках, и нигде никого не встречали вплоть до района реки Иркут. Так, близкородственные хонгодорам тэртэ и шошолоки жили в районе Приангарья.
Иволга тоже стала заселяться пришлыми эхиритами и булагатами примерно в это время.
Получается, что богатая и обильная источниками Тункинская долина несколько веков (!) пустовала (!!!). Но, идя сюда, хонгодоры знали куда идут. Они возвращаются на землю своих великих предков, сохранённую для них по велению Чингис-хаана.
Последний хан Арих Усуна
- Здесь хоронили великих ханов, - писал об Ариг Усе исследователь Галдан Ленхобоев, в своё время изучавший обоо Оэлун. То, что сама мать Чингис-хаана похоронена именно здесь, он не говорил, указывая лишь на место её поклонения.
Но, по его данным, где-то здесь покоится Ариг Буга, младший сын Толуя и Сорхохтани-бэки.
То, что его так назвали – «Буга, (т.е. изюбрь), из местности Ариг», явно не случайно. Возможно, его родители были в поездке по этой местности, так как младший сын Чингис-хаана Толуй владел Коренным улусом Монгольской империи, в который входил Ариг Ус.
Пока его старшие братья Мункэ и Хубилай воевали с Китаем, Ариг Буга собирал вокруг себя традиционалистов, считавших, что монголам в Китае делать нечего. Дескать, разгромили и довольно. А лучше всех изничтожить, нежели подпадать под их тлетворное влияние.
Когда Великий Мунхэ-хаан умер, Ариг Буга предъявил свои права на Золотой престол. Хубилай уже откровенно стал китайским императором, забросил Каракорум, что до поры до времени устраивало Ариг Буга, засевшего в старой столице.
В 1260 году прошло сразу два курултая в разных местах, провозгласившие Великими хаанами обоих братьев.
После нескольких сражений, устав искать союзников среди других внуков Чингис-хаана, Ариг Буга сдался. По хроникам, он внезапно заболел и умер в 1266 году, тем самым, якобы, освободив Хубилая от решения участи младшего брата. Но, возможно, Ариг Буга был просто сослан в Ариг Ус, где впоследствии и погребён.
Возможно, где-то здесь покоится и его отец Толуй-отчигин. А может, и сам Великий Чингис-хаан?
22 июля в окрестностях села Галбай Тункинского района состоялась закладка первого камня монумента Алан-гуа, праматери монголов.