Как сообщает «Интерфакс», губернатор Приангарья призвал главу Бурятии Вячеслава Наговицына совместно бороться с незаконным выловом байкальского эндемика.
- Нам необходимо объединить усилия двух соседних субъектов, чтобы решение проблемы по незаконной добыче и реализации омуля было комплексным, – заявил Сергей Левченко на заседании в Иркутске в минувшую среду.
Он уточнил, что по этому поводу планируется провести совещание с участием обоих регионов. Необходимость в консолидации усилий подтверждает и Россельхознадзор, пишет «Интерфакс». По данным ведомства, Бурятии предоставляется квота на вылов рыбы, в два-три раза превышающая квоту для Приангарья. Кроме того, 60 % добываемого омуля перенаправляется иркутянам на переработку и реализацию именно из нашей республики.
- В настоящий момент объёмы рыбы, направленные с ветеринарно-сопроводительными документами, могут существенно отличаться от реализуемых. Под одними документами многократно перевозится несколько партий омуля, – подчёркивает «Интерфакс».
«Чёрные рыболовы»
Отметим, ситуацию, сложившуюся вокруг байкальского эндемика, ещё минувшей осенью специалисты охарактеризовали как аномальную. Его численность в 2015 году резко сократилась: в реки нерестовая рыба зашла позже почти на месяц, и зашло мало – меньше миллиона особей, хотя обычно этот показатель составляет около четырёх миллионов. К тому же омуль стал крупнее, старше и медленнее.
В разгар нереста, когда рыба должна мчаться косяками, она просто стояла или уходила на дно. Такую аномалию замечали последний раз около 30 лет назад, но и тогда назвать причины оказалось сложно. Свой «вклад» внесли и браконьеры. Как сообщили тогда в министерстве сельского хозяйства, больше всего желающих «поживиться» омулем оказалось в Прибайкальском и Кабанском районах.
Ситуацию с популяцией численности омуля взяли под контроль республиканские и федеральные структуры. А учёные даже заговорили о запрете на вылов на пятилетний срок. Эта мера будет вынужденной, иначе его не сохранить, уверяли специалисты. Забили тревогу и заводы-воспроизводители.
Однако власти, несмотря на критическую ситуацию, заявили: такой вариант не рассматривается
- Позиция министерства сельского хозяйства и продовольствия Бурятии такова, что добычу омуля в 2016 году необходимо оставить, – сообщили в минсельхозе Бурятии на правительственном брифинге в ноябре.
«Полумеры ничего не решат»
Вопрос вновь подняли в марте. Цели называли всё те же – сохранить популяцию. Так, директор Байкальского филиала ФГУП «Госрыбцентр» Владимир Петерфельд рассказал, что в водах озера с 2008 года наблюдается неуклонное снижение запасов байкальской рыбы.
А в конце апреля Росрыболовство предложило вместо полного запрета резко сократить квоту на вылов омуля в озере – с полутора тысяч тонн в 2015 году до 500 тонн – в 2017-м. Но и эта инициатива вызвала огромное недовольство в Бурятии и Приангарье, причём как у представителей и работников рыбзаводов и предпринимателей, так и у простых любителей порыбачить.
На совещании в правительстве в мае глава Росрыболовства Илья Шестаков подчеркнул: если не ввести табу на добычу омуля сейчас, то уже через два-три года придётся столкнуться с последствиями. Министр сельского хозяйства Бурятии Даба-Жалсан Чирипов признал, что мера эта вынужденная и что табу на добычу байкальской рыбы может «ударить» по промышленникам, но другого пути нет.
- В данных условиях полумеры ничего не решат. Наши промышленники, занимающиеся выловом омуля должны перепрофилироваться на другие виды деятельности, к примеру, на добычу нерпы или других видов рыб, – заявил министр. – Также на время запрета они могут заняться сельским хозяйством.
Уже к осени общая картина должна проясниться, специалисты смогут оценить популяцию омуля, объемы его нереста и на основе этих данных в федеральном центре примут окончательное решение. К слову, в начале июля табу на вылов омуля поддержали и рыбопромышленники.
- Запрет будет введён в любом случае, даже если и не в этом году. Решение болезненное, все ссылаются на недовольство местных жителей, которое оно вызовет. Но сокращение популяции идет очень резкое, а введение квот – полумера, – заявил тогда сопредседатель Союза рыбопромышленных предприятий Байкальского бассейна Леонид Михайлик. – Люди все равно будут ловить сверх нормы, указанной в разрешениях. Зато они будут законно находиться на водоёме. При полном же запрете любая ловля будет являться незаконной.