Ежегодно 9 августа во всем мире отмечают Международный день коренных народов мира. К этой дате мы хотим обратить внимание читателей на такой коренной малочисленный народ, как эвенки.
Многие живущие у Байкала думают, что эвенкам положены небывалые льготы, и готовы ради них поменять национальность. А каково на самом деле живется настоящим эвенкам в Бурятии?
Как стать эвенком?
Те, кто хочет стать эвенком, встают в тупик, ведь из паспорта убрали графу «национальность».
— Отсутствие документального подтверждения принадлежности к малочисленным народам Севера затрудняет реализацию прав, предусмотренных законодательством. Это ставит в затруднительное положение и природоохранные, и надзорные органы, которые следят за законностью в сфере добычи нерпы и рыбы, охоты, — говорит президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия Надежда Будаева.
Поэтому без справки о том, что эвенки или сойоты на самом деле являются таковыми, никуда. Когда-то в паспорте была пятая графа, где и указывалась национальность. Проблем тогда не возникало. У детей национальность указывалась в свидетельстве о рождении.
— В Бурятии выдавали вкладыш в паспорт на основании свидетельства о рождении, но по протесту прокуратуры вкладыши выдавать перестали. Затем сельские администрации начали выдавать справки с указанием национальности. В 2003 году со вступлением в силу закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» по протесту прокуратуры администрации перестали выдавать и эти справки, — говорит Надежда Будаева.
В настоящее время правом выдачи справок обладает Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия.
— Мы выдаем справки на основании свидетельства о рождении. Многие инстанции больше доверяют справкам, нежели свидетельствам о рождении, — отмечает президент ассоциации.
Но национальность указывалась только в свидетельствах о рождении советского образца. В новых тоже убрали графу «национальность». Как же быть рожденным в 90-е годы? Председатель культурной автономии эвенков Мария Бадмаева говорит, что, например, в Северобайкальске есть практика доказывания национальности по суду. Для этого нужно найти двух свидетелей, которые подтвердят, что вы ведете традиционный для эвенка образ жизни.
Вернуть пятую графу!
В Якутии, по словам Марии Бадмаевой, собираются возродить практику выдачи вкладышей в паспорта.
— В России проживают всего 240 тысяч представителей малочисленных народов. Почему бы не выдавать вкладыши? — задается вопросом председатель культурной автономии.
Надежда Будаева также поддерживает идею о возвращении пятой графы. По ее словам, в этом году в Госдуму внесли проект об утверждении реестра коренных малочисленных народов Севера. Инициатор разработки этого реестра — Федеральное агентство по делам национальностей.
Цель создания этого реестра — учет численности населения, которое можно отнести к коренным народам. Кроме того, измененное федеральное законодательство позволит упростить получение представителями малых народов различных квот на использование биологических ресурсов. — Мы этот реестр не одобряем, так как оттуда выпадают представители коренных малочисленных народов, которые проживают в Улан-Удэ.
Попадают в реестр только те, кто проживает на территории традиционного природопользования! — возмущается президент ассоциации.
Реестр составляется на основании распоряжения правительства РФ от 08.05.2009 г. №631-р. Оно и определяет места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. В Бурятии к таким местам относятся семь районов: Баргузинский (поселения «Баргузинское», «Сувинское», «Юбилейное»); Баунтовский, Закаменский (улус Мыла), Курумканский (село Курумкан, поселения «Дырен», «Улюхан»), Муйский (поселение «Муйская сельская администрация»), Окинский, Северо-Байкальский.
— Мы начали работу по вхождению Улан-Удэ в этот перечень, — резюмировала Надежда Будаева.
Безлимитная охота и рыбалка
Какие же преимущества есть у эвенков? Почему многие жители Бурятии так стремятся записаться эвенками и сойотами?
— Коренные малочисленные народы имеют право безвозмездно и безлимитно, без всяких разрешений охотиться, добывать нерпу, ловить рыбу. Молодые люди могут проходить альтернативную службу. Коренные малочисленные народы освобождаются от уплаты земельного налога, — перечисляет Надежда Андреевна.
Но гладко, как всегда, только на бумаге. Например, чтобы получить охотничий билет и право неограниченной охоты на диких животных, нужно собрать множество справок.
— Федеральные законы приняты, рыбу ловить можно, но местные чиновники унижают наших сородичей. Каждый раз в Северо-Байкальском районе эвенку нужно показывать па спорт, когда он идет на рыбалку. Хотя инспекторы всех знают в лицо. Изымают сети… Проблем очень много. Чтобы поймать рыбку, поохотиться, нужно доказать, что ты эвенк, — говорит Мария Бодоуловна.
На грани выживания
Остро стоит проблема традиционного рыболовства.
— Еще три года назад северобайкальские рыбаки били тревогу. Сроки нерповки, установленные Росрыболовством, слишком поздние — Байкал уже «распалялся» к 25 апреля. Наши люди не успевали поймать достаточное количество голов нерпы, говорили, что ее количество значительно увеличится. Это и произошло. Сейчас внесли изменения в закон, теперь нерпу добывают не с 25, а с 10 апреля, — говорит Надежда Будаева.
Президента ассоциации также пугает возможный запрет на вылов омуля.
— Чиновники считают, что если разрешат ловлю омуля нам, то этим воспользуются и браконьеры. Но если ловлю запретят, как будут кормить свои семьи родовые общины, как будут существовать дальше? Эвенки всегда ловят столько рыбы, сколько нужно, большие объемы не добывают, — подчеркивает Надежда Андреевна.
Еще одна проблема — падеж оленей из-за потравы волков и отсутствия корма. Из-за пожаров прошлого года много ягельника сгорело в Баунтовском районе, выгорело почти 13 тысяч гектаров леса.
— У нас, где пожар, где идет промышленное освоение, там охотугодья выкуплены на аукционе… И оленей пасти негде. Эвенки сейчас находятся на грани выживания! — говорит президент ассоциации.
Кроме того, на поддержание традиционной хозяйственной деятельности попросту не хватает средств.
— По таежному оленеводству выдаются дотации. За одну голову дают 700 рублей в год. Эти деньги ничто. Нам нужны большие кормовые машины, чтобы завозить корма в тайгу. Все думают, что у эвенков множество льгот, но это не так. Например, образование наши дети получают на общих основаниях, — говорит Надежда Будаева.
«В эвенки записываются люди других национальностей, чтобы получить выгоду. У них меркантильные интересы», — говорит Мария Бадмаева.
К слову, в БГУ есть кафедра языков коренных народов Сибири, где можно получить специальность преподавателя эвенкийского языка.
— В 2015 году там было всего одно бюджетное место, а коммерческое стоит 90 тысяч в год. Где людям взять такие деньги? — вопрошает Мария Бодоуловна.
«Ребята хотят жениться, семью завести. А кто из современных девушек сейчас пойдет в тайгу? Эвенки вынуждены уходить из тайги. Жизни там нет. Раньше завозились грузы на вертолетах, ветеринары приезжали, сейчас никто в тайгу не поедет и не полетит. Так рушатся хозяйства».
Безответственные добытчики урана, нефрита и золота
В настоящее время представители коренных малочисленных народов Бурятии бьются за создание в республике территорий традиционного природопользования (ТТП). Их создание позволит районам, где ведется добыча природных ископаемых, получать компенсации за нанесение природе экологического ущерба. А в случае, если эти земли будут признаны ТТП, недропользователям придется согласовывать свои проекты с местным населением и заключать соглашения с районной администрацией.
— В Якутии, на Ямале, Сахалине недропользователи понимают, что должны нести социально экологическую ответственность. Там заключены соглашения между малыми народами, органами власти и недропользователями. Они выплачивают компенсации за пользование недрами. Наши народы не получают никаких компенсаций, хотя территории постоянно уменьшаются, — говорит Надежда Андреевна.
Председатель культурной автономии эвенков Мария Бадмаева говорит, что на республику идет большой натиск промышленных предприятий.
— В Окинском районе работают промышленники. Это, конечно, государственное дело. Но, прежде чем начать копать землю, пусть недропользователи согласуют с жителями, администрацией свои проекты. В Баунтовском районе ведется разработка урана.
Хотя и говорят, что там современные технологии, а кто замерил, какой вред это наносит экологии? Забайкальская горнорудная компания выдает эвенкийскому селу Россошино какие-то подачки, но люди там сидят без работы. Раньше, когда была община «Дылача», они собирали окатыши, а сейчас к добыче их не допускают, — перечисляет проблемы Мария Бодоуловна.
Она говорит, что в 2015 году вместе с другими эвенками на вездеходах объездила весь Баунтовский район. Цель экспедиции — выявление сакральных мест — Мы ехали ночью и видели огни. Я спрашиваю: «Что это?». Мне ответили, что это частники моют золото. В Баунте вся земля «взъерошена», рекультивацию никто не ведет, после себя добывающие предприятия не убирают. К святым местам наплевательское отношение — везде мусор, — негодует Мария Бодоуловна.
Справка infpol.ru: Эвенки делятся на: конных — Курумканский, Баргузинский районы; оленных — Баунтовский и Северо-Байкальский районы; береговых — Северо-Байкальский район. В Бурятии на 2010 год проживало 6553 представителя коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Из них: сойотов – 3579, эвенков - 2974
Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ
■ Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
■ Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
■ Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
■ Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
■ Бортничество, пчеловодство.
■ Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
■ Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
■ Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
■ Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
■ Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
■ Добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.
■ Художественные промыслы и народные ремесла.
■ Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.