В США обнародованы крупнейшие архивы японских трофейных военных карт, судя по которым Япония намеревалась захватить половину Азии, включая часть России. Особый интерес Япония уделяла Байкалу, южной части Бурятии и Улан-Удэ, сообщает respnews.ru.
Журналист Евгения Балтатарова, основываясь на материалах National Geographic и библиотеки Стэндфорского университета пишет, что на секретных картах, датированных 44 годом, то есть за год до первого эшелона с японскими военнопленными, прибывшими в Бурятию, значатся подробные сведения о республике, вплоть до названия самых маленьких деревень, речушек и даже данных о времени замерзания воды в акватории Байкала зимой.
Также в этих документах были зафиксированы данные о климате, транспортной системе и населении. Получить такие подробные сведения японцы могли только с помощью подготовленных шпионов. Назначение же этих подробных карт вполне однозначное - Япония готовила вторжение.
К американцам эти секретные карты попали в последние дни войны. Их были тысячи и охватывали они значительную часть Азии: Китай, Корею, страны Юго - Восточной Азии вплоть до Австралийского побережья, часть Индии и даже Мадагаскар, Аляску, российский Дальний Восток и Сибирь.
Американцы переправили карты домой. Для них это был ценный источник сведений разведки не только о поверженном противнике, но и о Советском Союзе, который вскоре мог стать новой военной угрозой. Служба военной картографии США посчитала опасным содержать эти ценные сведения в одном месте, поэтому карты были распределены между несколькими университетскими библиотеками, там они и остались, забытые на десятилетия.
О картах вновь напомнили ученые, занимающиеся изучением истории Азии. Сегодня эти карты находятся в открытом доступе, в том числе на сайтах Стэндфордского университета и института Гувера, а также учебных заведений в самой Японии. Ученые обеих стран детально изучают карты, называя их сокровищницей мировой истории. По ним, например, можно изучить историю Китая, так как в самом Китае таких карт не осталось, а облик городов и местностей изменился до неузнаваемости благодаря бешенным темпам роста урбанизации.
По словам ученых, японские военные начали составлять подробные карты азиатского региона еще с конца 19 века. Сперва просто копировали карты, которые удавалось заполучить в соседних странах, потом стали посылать специальные команды на побережье Китая и Кореи. Этим командам удавалось делать подробные зарисовки побережий, а потом и материковой части.
Конец 19 века, по словам ученых, для Японии был переломным. Вся Европа в своих имперских устремлениях была увлечена колонизацией Африки. Япония также хотела быть сильной и не желала быть колонизированной, а выбора при этом не было, либо там сам колонизатор, либо ты колония. Поэтому медленно, но верно Япония изучала соседние земли на предмет захвата, посылая своих шпионов все дальше и дальше.
Неудивительно, что при этом соседи оказывали не самый радушный прием японцам. Например, в Корее в 1895 году была убита целая команда «исследователей». После японцы старались быть осторожными, представляясь странствующими торговцами, а из инструментов у них был только компас и собственные ноги, они измеряли расстояние шагами.
На картах, где изображены российские земли, можно увидеть кириллицу, это объясняется тем, что японцы записывали данные поверх наших старых карт. Вот, например, Владивосток.
Причем, многих ученых удивляет японская дотошность, на картах указана не просто очень подробная топография местности, но и данные о составе живущего на этой местности населения, их пищевых привычках, роде занятий и т.д. Побережья изучались на пригодность строительства причалов и доков, городская местность на строительство военных заводов по производству оружия.
На карте Улан-Удэ отмечены основные дороги, в том числе железная, мосты, а также центр города. Цифра 130.000, очевидно, означает количество населения. Она совпадает с данными Росстата на конец 30- х годов 20 века.
Большое внимание японцы уделили дельте Селенги в районе Кабанского района, плодородным землям, где возможно земледелие, животноводство и рыбный промысел. На многих участках указаны даты таяния снегов, льда на реках, места, где могут пройти пешие отряды.
«Большая высота, но несмотря на это мало деревьев и твердая земля. Удобно для прохода пеших отрядов» - отмечают авторы на одном из участков бурятской карты.
Также без внимания не оставили стратегические приграничные районы: Кяхту и Наушки. В некоторых местах даже отмечены целебные источники и от чего они могут излечить.
По иронии судьбы, через год после составления этой карты в Бурятию прибыли первые военнопленные из Японии. При этом репатриации не дождалось более тысячи японцев, они похоронены в братских и безымянных могилах в Улан-Удэ и его окрестностях. Останки японских солдат до сих продолжают находить в огородах местных жителей, при строительстве и реконструкции зданий и т.д. Силами японских военнопленных в городе были построены в том числе Оперный театр и ДК «ЛВРЗ».