Новый «афоризм» российского премьер-министра об учителях переполнил чашу терпения некоторых россиян. Накануне на сайте Change.org появилась петиция с требованием отправить Дмитрия Медведева в отставку. Её автор – Александр Ли из Москвы – считает, что главой кабмина должен стоять «компетентный, образованный, радеющий за страну человек».
Обращение, адресованное президенту страны Владимиру Путину, поддержали и жители Бурятии – они активно подписывают петицию и оставляют возмущённые отзывы по поводу высказывания премьера в соцсетях.
«Учителей готовят не к бизнесу»
Не осталась в стороне и бывший министр экономики Бурятии, член Общественной палаты Татьяна Думнова. Своим мнением по поводу очередного «перла» Медведева она поделилась с интернет-журналом «Республика».
- Очередное крылатое выражение премьера-министра Дмитрия Медведева и его совет для учителей страны «денег нет – идите в бизнес» звучит бессмысленно, если не издевательски, – считает она. – Во-первых, он публично признал невозможность государства обеспечить достойный уровень доходов учителям, забывая, что это дело государственной важности. Низкие заработные платы – прежде всего, подавление мотивации учить качественно и с энтузиазмом. Во-вторых, в то время, когда мир идёт по пути повышения качества образования, курс правительства России под названием «коммерциализация всей социальной сферы», в том числе образования, заводит развитие страны в тупик.
Школа, по словам Думновой, всё больше вовлекается в коммерческий оборот, а в сфере образования идёт слияние образовательных учреждений и сокращение ставок.
- Директора уже заняты не образованием, а управлением имуществом и извлечением из него той или иной прибыли. Качество образования катастрофически падает. Но об этом ведь честно никто не говорит. Сферу образования ждет откат к устареванию программ, репетиторству и взяточничеству, а в конечном результате – к деградации, – уверена экс-глава Минэкономики. – Низкие заработные платы ударяют по всему развитию страны. Высказывания Дмитрия Медведева – полное презрение к России, к её будущему. Чтобы выжить, учитель набирает по 1,5-2 ставки и более в условиях старения и дефицита кадров. Отсутствуют средства на поддержку молодых специалистов.
Масштабная оптимизация штатов в образовательных учреждениях проводится под лозунгом банальной экономии и без учёта реальных потребностей образовательного процесса, отмечает Татьяна Думнова.
- В этой ситуации экономисты лучше педагогов знают и указывают, сколько детей посадить в класс, в детсадовскую группу, в театральную студию, сколько нянечек должно быть в детском саду, а также кому, сколько и за что платить, – цитирует её «Республика». – Педагог работает на износ и неизбежно халтурит. Как можно на мизерные деньги прокормить семью, при этом пропадая в классе с утра до ночи? Молодёжь после получения профессии учителя уже не спешит приходить в школу из-за низкой зарплаты. Сегодня в России ничего не делается для того, чтобы мужчины вели те предметы, которые им сам бог велел. А ведь по мнению экспертов, «женское лицо» школы отрицательно сказывается на психическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растет в неполноценных семьях.
Бывший министр задаётся вопросом: кто будет учить детей, когда на заслуженный отдых уйдут учителя-ветераны.
- Если было время, когда была возможность открыть частные школы, детские сады, педагоги не ждали милости от государства, то сегодня у беднеющих граждан все меньше денег на платные услуги – как и на репетиторство. А вот сельские учителя и вообще не прекращали побочный «бизнес» – весь свой отпуск и выходные посвящают работе на огородах. Иначе не прокормиться, – говорит Думнова.
Она подчёркивает: даже с экономической точки зрения предложение Медведева вызывает негодование.
- Учителей в институтах готовят не к бизнесу, а в педагоги не идут люди с предпринимательской жилкой, – говорит она. – Какую нишу учитель может найти на рынке труда? Социальное предпринимательство, репетиторство? Только после повышения социальных страховых взносов, опять же после принятия решения правительством Медведева, в Бурятии было закрыто свыше 5 тысяч ИП. Из-за дефицита бюджетных средств резко, в разы, сокращена господдержка малого бизнеса. Если раньше Бурятия получала около миллиарда рублей, то в этом году – порядка 14 миллионов.
«Медведев нашел лукавое решение»
Упомянула она и о давлении на бизнес и о «майских» указах Путина.
- Частное предпринимательство загибается от бесконечных налогов, поборов и непоследовательной политики правительства России. Так в какой бизнес идти учителю, может ли учитель без кредитов, личных инвестиций занять нишу в механизме проектного финансирования для малого бизнеса? – отмечает Татьяна Думнова. – Президент страны поставил перед правительством задачу о доведении заработной платы педагогам до среднего уровня по экономике. В действительности же господин Медведев своим высказыванием признал, что правительство не намерено в полном объёме исполнять майские указы президента. Он нашёл другое, лукавое решение.
Манипуляции расчетов
Экс-министр приводит данные из отчётов правительства России, согласно которым в прошлом году зарплата учителей подросла на 106% от средней по экономике и составила в среднем по стране 32,6 тысяч рублей.
- Это произошло за счет манипуляции расчётов. Среднюю заработную плату в экономике сократили по новой методике. Теперь учитываются зарплаты занятых у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, что и привело к понижению размеров средней зарплаты по региону. Соответственно, зарплаты бюджетников по отношению к этой сократившейся средней в процентном отношении подросли, – пояснила Татьяна Думнова.
Повышение зарплат, по её словам, «съела» и инфляция.
- Конечно, нужно рассматривать этот вопрос в контексте целенаправленного обваливания рубля, произошедшего в целях насыщения бюджета обесцененными рублями, за которые уже можно купить значительно меньше товаров и услуг, – говорит Думнова. – Большие опасения вызывает повышение МРОТ с 1 июля до 7500 рублей, поскольку эти расходы учитываются в общем фонде оплаты труда и не финансируются. И каждый год, наступая на одни и те же грабли, мы получаем снижение фондов стимулирования педагогов за счёт того, что из общего фонда надо увеличивать зарплату обслуживающему персоналу.