В красивом возвышенном месте, рядом с федеральной трассой недалеко от Гусиноозерска, 21 августа собрались люди. Жители близлежащих сел праздновали открытие еще двух ступ при Загустайском дацане.
Возрождение храма постепенно продвигается на радость местным жителям и гостям Селенгинского района. Красивые, белые с позолотой ступы подарила землякам Светлана Галсановна Чойжинимаева, владелица клиники «Наран» в Москве.
На освящение новых ступ приехали Дымбрыл-лама и Жаргал-лама — ректор и проректор Буддийского университета при Иволгинском дацане.
— Произносите простую молитву «Ом мане падме хум», она будет вас успокаивать. А когда на душе будет спокойно, то и дела пойдут лучше, — примерно такой смысл передавал Дымбрыл-лама в своей проповеди.
Его мягкую и спокойную речь о бытие, о значении ступ с интересом и внимательно слушали прихожане, созерцая прекрасные виды на Селенгинскую долину.
Дацан оберегает путников
После трехчасового молебна и ритуалов освящения был концерт. Выступали местная фольклорная группа бабушек и дети из Жаргаланты, которые четыре раза занимали первые места на конкурсе по бурятскому языку Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Также выступали звезды из Улан-Удэ, в том числе Дахалэ, сын именитых артистов республики Саяна и Эржены Жамбаловых.
В огромной деревянной юрте хлопотали женщины. Жительницы соседних деревень готовили вкусные угощения для собравшихся: и позы, и рыбу, и грибы, и торт.
— У нас все помогают дацану, кто оладьи постряпает, кто боовы, — рассказывает Саяна Владимировна Жамбалова, фермер и местный депутат. — Как дацан построили, так у нас и снега больше стало выпадать, и дожди идут. Сена теперь больше.
— Наш дацан на трассе стоит, он оберегает тех, кто в дороге, ведь здесь все-таки пролегал Великий чайный путь. Значит, путникам обязательно надо заезжать сюда, чтобы дорога была удачной, — убеждена другая женщина.
— Суть нашего дацана такова, — рассказывает Баясхалан-лама, ширетуй Загустайского дацана. — Хамбо лама однажды сказал: «Вы в прыжке». Что это означает? Дело в том, что в 1784 году шесть родов эхирит-булагатов построили свой дацан. Его называли Асын, затем от него отделился новый дацан в Горхоне — Загустайский. И он кочевал несколько раз. Это четвертое место под наш дацан.
Два года назад на открытии нового помещения Хамбо лама выдвинул свою версию сути дацана.
— «Загастай» — от слова рыба (загас). Рыба глаза не закрывает, это символ бдительности. То есть, если поклоняться нашему дацану, будете бдительными (сонор санаатай), — смеется ширетуй Баясхалан-лама.
«У меня ощущение глубочайшего счастья»
Свое видение есть у Светланы Галсановны, основного спонсора строительства дацана.
Ее отец из села Тохой, а мама из села Жаргаланта. Эта местность для нее малая родина.
— К сожалению, возрождение дацана начали после смерти моего брата и моей мамы, — говорит Светлана Чойжинимаева. — Но мы не должны делать это в память о ком-то. А должны делать просто по воле своей души. Призываю всех, чтобы ежедневно, ежемесячно что-то вносить в улучшение качества жизни, тогда Бурятия расцветет. Будет увеличиваться количество рожденных детей, счастливых семей, богатых людей. Я за то, чтобы было много богатых людей, не только материально, но и духовно. Здесь ведутся ежедневные молебны, и сюда приходит огромное количество людей, которые хотят получить нечто большее, чем они имеют. И я сегодня горда за своих земляков, у меня ощущение глубочайшего счастья.
Она понимает, что кризис, конечно, сегодня бьет по карману всех нас, какой бы толщины наш кошелек ни был. Но Светлана Галсановна убеждена: чем больше ты работаешь, тем больше понимаешь, что нужно еще вкладываться, чтобы получать. Однако, получая материальные вещи, лучше всего вносить деньги на благотворительные мероприятия.
Ее вклад идет в благое дело для малой родины, для Селенгинской долины.
— Одна ступа, та, что справа, — это ступа Примирения и Согласия, а слева — Долголетия и Богатства. Это очень символично, ведь в расколотом состоянии жить нельзя, надо примиряться, только тогда у тебя будет возможность Изобилия, — считает Светлана Галсановна. — Просветленное сознание очищает душу, и очищается, соответственно, твое здоровье. На будущее при дацане мечтаю поставить клинику, филиал тибетской клиники. Обучать эмчи здесь возможно. Хотим обучить нашей авторской методике, которая зарекомендовала себя в Москве. Ради здоровья людей.
Конституция, которая составляет наш организм по тибетской медицине — ветер, слизь, желчь, для бурят очень знакома. Хии — воздух, шара — желчь, дословно «желчь кипит» (говорим — шара бусална). Тибетская медицина и бурятская имеют одни корни.
Когда-то эту землю, на которой построила дацан Светлана Галсановна, пожертвовала для строительства ее пожилая родственница Бутит-Ханда Чойжинимаева. Это ее сельские паи, которые переведены в собственность дацана. Заложен фундамент основного большого храма. Рядом уже видится тибетский центр.
Загустайский дацан приготовился к тому, чтобы снова быть в очередном своем прыжке — прыжке к нечто большему.