Китай
3284

Какие выгоды ожидают Бурятию от нового экономического коридора

Наша республика становится частью глобального транспортного маршрута «Китай-Монголия-Россия»

Фото предоставлено ФБУ "Росавтотранс"

Улан-Удэ является конечной точкой. Стартовал пробный автопробег 18 августа с северо-китайского порта Тянцзинь. Мероприятие состоялось благодаря слаженной работе трех сторон: Китая, Монголии и России.

На главной площади Улан-Удэ состоялась торжественная встреча участников международного автопробега и праздничный концерт. На следующий день в правительстве Бурятии работал круглый стол по итогам пробега.


Фото предоставлено пресс-службой ТПП РБ

Упрощенный таможенный осмотр

Общая протяженность маршрута Тянцзинь-Улан-Батор-Улан-Удэ составляет 2,2 тысяч км. За шесть дней пути делегация на девяти большегрузах (по три от каждой стороны) должна была оценить качество и состояние автомагистралей, наличие необходимой дорожной и придорожной инфраструктуры, определить с какими административными барьерами могут столкнуться в будущем водители. Понятно, что в каждой стране установлены свои правила и регламенты.

Например, в Китае на пути следования маршрута стоят четыре пункта, где нужно платить за пользование дорогой, а в Монголии целых шесть. На российской стороне действует система «Платон».


Фото предоставлено пресс-службой ТПП РБ

Чтобы разрешить проблемы и успешно запустить регулярное транспортно-грузовое сообщение стороны решили создать специальную рабочую группу. По словам национального координатора пробега, генерального директора ФБУ «Росавтотранс» Алексея Двойных, в ближайшее время стороны должны обменяться нормативными документами и актами. Они должны способствовать регламентированию автоперевозок в трех государствах.

Замначальника транспортного департамента Минтранса КНР Ван Шуй Пин предложил рассмотреть вопрос упрощения прохождения таможенного осмотра и оформления. Он внес предложение, по которому стороны должны найти такой механизм взаимодействия, при котором грузовые машины могли проходить контроль не на каждой госгранице, а лишь однажды. Чиновники должны максимально отладить процедуру пересечения границ, чтобы увеличить скорость доставок груза.

В своем выступлении на круглом столе президент Торгово-промышленной палаты Бурятии ИгорьЗураев отметил, что успешно завершившийся автопробег не оставил равнодушными предпринимателей республики, занимающихся транспортными перевозками, в том числе транзитными – в Китай и Монголию, и задача ТПП – максимально проинформировать их об открывающихся возможностях и преимуществах автоперевозок по новому маршруту. Также он обратил внимание присутствующих на возможность соединить города по этому транспортному коридору не только грузовым, но и пассажирским сообщением, особенно интересным для туристов трех стран.

«Именно увеличение туристического потока даст мощный импульс к развитию как придорожного сервиса, так и социально-экономическому развитию регионов в целом», – подчеркнул глава ТПП Бурятии.

По территории Китая протяженность трассы составила 900 км, по Монголии участники пробега проехали 1050 км, а по России грузовики проезжают 240 км от Кяхты до Улан-Удэ.

Сами участники оценили качество и состояние дорог как удовлетворительное. Но были и пожелания. В частности, китайская сторона говорила о том, что участок дороги от Улан-Батора до границы с Россией слишком узкий. Увеличивается риск ДТП. Также участники выразили необходимость в улучшении трассы от Кяхты до Гусиноозерска.

Для Бурятии эти замечания означают, что вопрос о ремонте и улучшении качества трасс будет решаться уже на федеральном уровне. А значит, мы сможем привлечь внимание Москвы к своим проблемам.


Фото предоставлено ФБУ "Росавтотранс" 

Одно лишь то, что пробный автопробег состоялся, вселяет надежду и дает предпосылки тому, что уже в декабре этого года рейсы начнут ходить на постоянной основе. Участники наглядно показали и доказали, что грузоперевозки именно с помощью автомобильных сообщений оправданы и экономически выгодны для всех трех сторон. Теперь российские фуры могут без проблем передвигаться по территории КНР и добираться до порта Тянцзинь. Пробег стал отправной точкой: впервые автомобили с российскими номерами оказались в этом порту.

Справка infpol.ru: Порт Тяньцзиня находится в 170 километрах на юго-востоке от  Пекина. Крупнейший порт принимает суда водоизмещением 300 тыс. тонн при неполной загрузке. Порт имеет установленные торговые связи с 400 портами в 180 странах и регионах по всему миру, включает в себя зону свободной торговли площадью 5 кв. км.

Доставить за 2 дня

На сегодняшний день транспортно-грузовой поток в Сибирь и на Дальний Восток идет через Забайкальск. А если из Пекина доставлять грузы через Монголию, то расстояние сокращается на более чем 1000 км.

Китайская сторона весьма заинтересована именно в коридоре, идущем через Монголию. Таким образом, у них появляется возможность ускорить прямую доставку различных товаров на российский и европейский рынки.

Самый дешевый способ перевозок – морской. Однако он очень долгий. Чтобы суда вышли из южно-китайских портов и дошли до Новороссийска понадобится 1,5-2 месяца. Оттуда нужно еще раскидать товар и довести их до других узловых городов России и Европы.

Более короткий, но подороже – железные дороги. При этом по времени они ни чуть не быстрее автотранспорта. А в некоторых случаях и дольше. Китайцы видят наиболее оптимальный вариант в комбинации способов доставок. Другими словами до узловых ж/д станций товары могут добрасываться грузовиками. Это намного ускоряет сроки доставки, сокращает издержки на логистику, а значит, конечная цена товара тоже уменьшается.     

В особенности эти факторы важны для поставщиков скоропортящихся продуктов. Сегодня доставка китайских фруктов и овощей производится через Монголию. При этом цепочка выглядит следующим образом: китайцы довозят груз до своего пограничного пункта Эрлянь, отгружают, далее товар перевозится на монгольскую сторону, затем в Бурятию. На каждом этапе поставщики теряют драгоценное время и деньги. Кроме того, не потребуется смена перевозчика и перегрузка транспортных средств, что также существенно снизит транспортные расходы, особенно ощутимые предпринимателями в условиях продолжающегося экономического кризиса. С открытием нового транспортного коридора груз можно доставить за 2-3 дня.

Выгода большому и малому бизнесу

Для Бурятии открытие такого коридора означает и улучшение инвестиционного климата республики, появляются новые перспективы для бизнеса.

Управляющий проектами и связями с инвесторами Фонда регионального развития Республики Бурятия Петр Ертанов рассказал о планах на будущее в срезе открытия трехстороннего экономического коридора.

Так, в будущем китайские инвесторы планируют создать на территории Бурятии два крупных логистических центра. Один возле аэропорта «Байкал» (стоимость инвестпроекта – 8,5 млрд руб), второй возле МАПП «Кяхта» (1,2 млрда руб). И пусть для китайцев Бурятия привлекательна лишь географическим расположением, но все же плюсы значительные.

Наличие подобного рода логистического центра - уже как минимум рабочие места, налоговые отчисления и т.д. Бурятские логистические и транспортные компании могут получить заказы на поставку грузов. Потому что нашим соседям не выгодно самим закупать большегрузные машины, легче заключить договоры с местными. Впрочем, поживем - увидим.

Международный логистический центр предполагает, что объемы грузоперевозок будут значительными. Импульс к экономическому развитию получат именно придорожные регионы. К примеру, монголы подсчитали, что только за один раз прохождения по их территории 9 грузовикам понадобилось заправить целую тонну топлива. Хотя протяженность пути по Бурятии в три раза меньше, но все же. Толчок к развитию получат и придорожные кафе, СТО, гостиницы, места отдыха. 

От игрушек до станков

По словам главы «Росавтотранса», около 50% грузов, которые пойдут по создаваемому транспортному коридору - это пищевые продукты, обувь, текстиль, мебель, промтовары, игрушки, спортинвентарь из Китая.

- Новый автомобильный маршрут позволит доставлять самые различные экспортные грузы, которые производятся в российских регионах Восточной Сибири. Из России будут везти древесину, целлюлозно-бумажные изделия, цветные металлы, машины и оборудование, в том числе электротехнические изделия, продукцию сельского хозяйства, - заявил Двойных.

Прокатится до Пекина

ТПП Бурятии делает акцент на открытии и пассажироперевозок. Если наладится транспортный грузопоток, то возможно, что стороны разрешат вопрос и о перемещении граждан. На протяжении 15 лет курсируют рейсовые автобусы «Улан-Удэ-Улан-Батор». Специалисты говорят о потенциале, когда эти же рейсы можно продлить и до китайской столицы.

Сейчас из Бурятии до Пекина можно добраться по воздуху и на поезде. А это довольно дорогое удовольствие. От пограничного монгольского городка Замын-Ууд до столицы Поднебесной 700 км (9 часов пути). Отличный способ нарастить турпоток. А это еще один большой плюс для экономики Бурятии.

Автор: Виктория Олзоева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях