Напомним, документальный фильм «Без Байкала» увидит свет уже в следующем году: его покажут по телевидению и на кинофестивалях. Таким образом создатель картины – выпускник ВГИКа Александр Горновский – намерен привлечь внимание к экологическим проблемам озера.
Сбор средств на создание фильма стартовал ещё минувшей весной. Московский кинематографист не случайно заинтересовался судьбой Байкала, ведь он вырос на его берегах.
- Возможно, я никогда не реализовал бы этот проект, если бы не случилась беда… Всем известно, что Байкал – крупнейшее пресное озеро планеты, уникальный памятник природы. И просто не верится, что вся эта красота может исчезнуть, – написал он в мае на сайте российской краудфандинговой платформы «Планета». – Но то, что казалось невозможным или очень далёким, сейчас становится реальностью. Так, самое большое соленое озеро Арал практически исчезло за 50 лет. Там, где ходили корабли, сейчас выжженная пустыня… Наш фильм о том, что мы имеем и что можем потерять. От участия всех и каждого зависит, быть или не быть Байкалу. Это призыв ко всем неравнодушным людям. Только вместе мы можем одолеть эту беду.
Работа над проектом началась в июне. А на днях в интервью иркутской «Областной газете» Александр Горновский рассказал, как возникла идея фильма и почему людям не выжить без Байкала.
Замкнутый круг
Режиссёр признался: мысль снять документальный фильм возникла у него давно, но руки «не доходили». Всё изменилось несколько лет назад, когда стали появляться тревожные статьи об озере.
- Я подумал, что медлить больше нельзя. С одной стороны, хотелось рассказать о том, как там живут люди, как они взаимодействуют с природой, как она влияет на их характер, а с другой – уделить внимание самому Байкалу, показать, что его экосистеме угрожает опасность. Она медленно подбирается к нему, но, к сожалению, становится всё реальнее, – отметил Горновский.
Все «болевые точки» на Байкале, по его словам, появились недалеко от крупных населённых пунктов, которые сбрасывают в него сточные воды.
- Это Северобайкальск, Листвянка, Байкальск, Бабушкин. Именно оттуда спирогира распространяется по всему озеру. Кстати, самое удивительное, что водоросль – это не угроза, а ответ экосистемы на загрязнение. Спирогира вбирает в себя фосфаты, которые попадают в озеро вместе с порошками, моющими средствами и всеми остальными стоками из населённых пунктов. Она их консервирует, а Байкал «выбрасывает» её на берег, но потом она снова попадает в воду. Получается замкнутый круг, – пояснил Александр Горновский.
Он добавил: сегодня назрела необходимость установки очистных сооружений.
- Мы об этом говорили с разными учёными из Иркутской области и Бурятии. Большинство из них утверждают, что это вообще не проблема. Это возможно сделать буквально за два года, ведь государство выделяет немалые средства на установку очистных сооружений. Но почему-то проблема не решается многие годы, – поделился кинематографист.
Не узнал Ольхон
Александр признался: за те годы, что он не был на Байкале, многое изменилось.
- У меня противоречивые чувства. В Листвянке поразила архитектура – безумная и безвкусная, которая становится еще более нелепой в сравнении со строгой аскетичностью Байкала. В этом плане порадовали Большие Коты, но, видимо, там просто нет активного строительства в связи с отсутствием дороги. Ольхон я вообще не узнал – настолько он вытоптан и изъезжен квадроциклами, застроен турбазами, которые даже не соблюдают санитарную зону, – подчеркнул режиссёр. – А когда на Малом Море мне сказали, что пить воду нельзя, я испытал шок. Оказывается, что следом за спирогирой в озере появляются сине-зеленые водоросли, которые насыщают воду канцерогенами. А я ведь взял на съёмки сына и обещал ему: «Федор, мы приедем на озеро, где можно прямо с берега пить воду». Но, оказалось, что это не совсем так. Хорошо, что были участки, где это ещё возможно.
Люди, живущие на побережье озера – герои картины – чувствуют с ним неразрывную связь.
- Они его иначе как морем не называют и относятся к нему как к одушевленному существу, – признался создатель фильма. – Это удивительные люди. Они в большинстве своём язычники, хотя я сам – православный человек. Видимо, дело в том, что они, находясь в поле влияния Байкала, становятся гораздо ближе к природе. Например, последние две недели нас сопровождал Евгений – молодой человек, который всё лето проводит на Байкале. Он с воздуха снимает различные проблемные точки – пожары, свалки, дороги, которые нарушают экосистему, и сообщает об этом. Если он встречает голодных собак, останавливается и варит им, например, гречку, чтобы покормить. Нищему дает деньги. Он очень светлый человек. И он такой не один.
Как в храме
Александру удалось собрать небольшую сумму на фильм благодаря краудфандинговой платформе. Остальные деньги вложил сам.
- Это мой первый опыт как продюсера, когда я сам продвигал идею, искал средства. Поэтому если у кого-то возникнет желание поддержать проект, то мы будем рады любой помощи, – рассказал он.
Съёмки картины проходили в основном на территории Иркутской области.
- Мы проехали до реки Кочериково, потом были мыс Покойники, Ушканьи острова, мыс Заворотный. В Бурятии были в дельте Селенги. Там есть удивительная песчаная коса, где река впадает в Байкал. Там много-много мелких озер, это место было очень похоже на лунный пейзаж. Говорят, не всегда так бывает, эти озёра то исчезают, то появляются. Снимали в Байкальском заповеднике, – поделился Горновский.
Режиссёр признался: для него Байкал – буквально подтверждение присутствия Бога на земле.
- На его берегах я чувствую себя как в храме. Может, Байкал без нас и обойдётся, а вот мы без него – нет. И если мы считаем себя людьми, то обязаны его сохранить, иначе мы теряем право называть себя мыслящими существами, – уверен Александр Горновский.
Кинематографист отметил: при выборе профессии «без Байкала не обошлось».
- В детстве мы с мамой часто путешествовали по озеру, а в 14 лет она сводила меня в кинотеатр на фильмы «Зеркало» и «Солярис». И картины природы Байкала, которые я видел во время наших поездок, мистическим образом наложились на фильмы Тарковского. Так меня захватила стихия кино, – подчеркнул он.