Законопроекту, который предусматривает «урезание» Народного Хурала на треть, дали обратный ход: в конце августа свои подписи отозвали сразу 13 народных избранников. Об этом ИА «Восток-Телеинформ» сообщил инициатор – председатель комитета по социальной политике Александр Стопичев.
- Депутаты, которые поддерживали меня, после чьей-то агитации почему-то решили отозвать свои подписи, – рассказал депутат. – Кто агитирует, точно не могу сказать. Подали список. Ну, что я сделаю. Ничего. Теперь документ потерял право внесения.
Оставить одномандатников
О том, что число депутатов в республиканском парламенте может уменьшиться с 66 до 44, стало известно ещё в июне. Авторы документа считают, что это позволит сэкономить несколько десятков миллионов бюджетных рублей и поспособствует более эффективной работе депутатов.
Правда, депутаты не ожидали, что инициатива, который обсуждалась кулуарно, просочится в прессу.
- Этот вопрос неожиданно для меня прозвучал, когда я был в командировке в Якутске, – рассказал председатель комитета по госустройству Борис Ботоев на пресс-конференции по итогам июньской сессии. – Но, поскольку информация просочилась за стены Народного Хурала... Как-то на планёрке я озвучил мысль, что надо в целях экономии вдвое сократить число партийных депутатов, а всех одномандатников оставить в сохранности. Тогда бы их стало 50. Экономия, в общем-то, налицо.
«Не хочу обижать маленькие партии»
Эту идею, по словам Ботоева, «подхватил» его коллега по депутатскому корпусу – глава комитета по социальной политике Александр Стопичев. Идею сокращения тогда поддержали около 30 депутатов. В конце июля таковых было уже около 30.
- Здесь есть свои и плюсы, и минусы. Плюсы – это экономия бюджета. Что касается минусов – как правило, «Справедливая Россия» и КПРФ не набирают одномандатников. Они сильны своим партийным списком. Если закон будет принят, то на будущем политическом небосклоне нашей республики они, наверное, будут слабо представлены в Народном Хурале, – подчеркнул председатель комитета по госустройству.
Впрочем, сам Борис Ботоев дал понять, что от этой идеи он не в восторге.
- Хорошо это или плохо? Главное – не повторить судьбу компартии. Где монополия, там и застой. Партии для того и созданы, чтобы бороться за власть, и в этом случае они будут лучше знать своё место в нашей республике, – заявил он. – Потому надо долго думать над плюсами и минусами. Я своё мнение высказал.
Присутствовавший на пресс-конференции Александр Стопичев сообщил, что законопроект уже внесён на рассмотрение сентябрьской сессии.
- В первом и втором созыве Народного Хурала не было партийных списков, и ничего не случилось. Я не хочу обижать маленькие партии, но, на мой взгляд, должны быть представители округов. У них есть чёткая ответственность, а у партийных она размыта: «Нас мало, партия власти ничего не даёт», – высказался парламентарий.
Время есть
Лидер фракции «Справедливая Россия» в Народном Хурале Баир Гармаев сообщил, что «эсеры» против «урезания».
- Вопрос стоит чётко – если мы будем сокращать, то представителей других партий(помимо «Единой России» – прим. ред.) не будет, – констатировал он. – Они «вымываются». Все варианты надо обсудить.
Предполагалось, что если на сентябрьской сессии большинство проголосуют «за», парламент потеряет треть своих членов. Правда, речь шла не о действующем созыве, а о следующем. В Хурале при этом останутся в основном одномандатники, а вот количество «списочников» уменьшится, что, конечно не на руку ни «эсерам», ни коммунистам. Для этого потребовалось бы внести соответствующие изменения в Конституцию Бурятии.
- У депутатов есть время, законопроект требует серьёзного и широкого обсуждения. Мы его отошлём и органы местного самоуправления – пусть дадут заключение, – отметил в июне спикер Цырен-Даши Доржиев. – Нужно учесть мнение всех партий, зарегистрированных в Бурятии.
Обсуждают несколько лет
Идеи «урезать» Хурал возникали и ранее. Так, ещё в ноябре парламентарий Александр Коренев шокировал коллег, предложив им сократиться в три раза. Правда, по его мнению, избавиться нужно от одномандатников. Речь тогда шла об избрании глав комитетов в частности и о работе республиканского парламента в целом.
А четыре года назад, в июле 2012-го, сами народные избранники выступили с инициативой уменьшить количество членов республиканского парламента с 66 до 33 или даже до 25. «За» тогда выступало чуть ли не большинство из них. Например, бывший депутат Игорь Бобков посчитал, что в первую очередь это сократит расходы на содержание и вообще, избавит законодательный орган от бездельников.
Некоторые предлагали создать профессиональный Хурал. Это значит, он будет постоянно действующим и народные избранники не смогут больше работать нигде, кроме парламента. Заметим также, что в своё время эту инициативу поддержали глава Бурятии Вячеслав Наговицын и бывший мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев.
- Численность Народного Хурала вызывает вопросы. В регионах, где избирателей больше, законодательную деятельность ведут 35-45 депутатов, – отметил тогда Айдаев.
В конце июля высказывался по этому поводу и председатель комитета по экономической политике Анатолий Кушнарёв.
- Если Хурал сократить до 44 депутатов, экономия бюджета составит 36 миллионов рублей в год. Это тоже деньги неплохие. Сейчас идут разные переговоры, есть недовольные, есть опасность, что у нас не будет оппозиции в Хурале, – рассказал депутат «UlanMedia». – Например, коммунисты могут не пройти, «Справедливая Россия», потому что мы хотим усилить роль одномандатных округов, а партийный список сократить. Тоже плохо: когда оппозиция есть, она высказывает своё мнение, она вынуждает власть задуматься, прежде чем принять тот или иной закон.
По его мнению, помимо «Единой России», в парламенте Бурятии должны быть ещё как минимум две фракции.