Уже больше пятнадцати лет я рассказываю эту историю друзьям и знакомым, отважившимся поехать со мной на Байкал. История абсолютно реальна, в ней нет ни капли вымысла. Она действительно случилась со мной и ещё с двадцатью людьми. Может, они наткнутся на эту историю и вспомнят.
Несокрушимый памятник XIX века
В настоящее время участок от станции Култук до станции Байкал тупиковый. После строительства плотины Иркутской ГЭС и затопления участка дороги вдоль реки Ангары от Иркутска до Байкала новая дорога, построенная в 1957 году, прошла по долинам рек Иркут и Олха до станции Слюдянка. В конце 70-х годов этот тупиковый участок получил статус историко-архитектурного памятника и был взят под охрану государством.
Сегодня туристы могут увидеть здесь хорошо сохранившиеся порталы и своды многочисленных тоннелей, выполненных из тесаного камня, многочисленные виадуки, мощные подпорные стенки, деревянные строения в стиле модерн начала XIX века.
Сложности строительства
При постройке одного из участков пути возникли неожиданные сложности. Ровно посередине перегона между портом Байкал и Култуком в бурные байкальские воды врезается огромный мыс, который так и зовётся — Половинный. Обогнуть его железным полотном не представляло никакой возможности — огромный мраморный скальник не разрушит ни одна взрывчатка. Выход один — сверлить тоннель.
И тогда молодой итальянский архитектор по имени Джузеппе предложил абсолютно новаторскую на начало ХХ века идею: рыть скалу с двух сторон единовременно. Каторжники ожесточённо рыли, считалось, что на противоположной стороне лучше кормят, а может, даже наливают. Слухи распускали итальянские подмастерья. Именно тогда русские люди впервые столкнулись с западной пропагандой. Но и она не помогла, ибо в назначенный час тоннели не сошлись.
Итальянец-самоубийца
Не сошлись они ни на следующий день, ни через неделю. Спустя две седмицы после предполагаемого слияния дыр Джузеппе не на шутку взволновался. Он с безумным видом галопировал под мрачными сводами мыса Половинный, ругался на итальянском, обстукивал стены. По ночам из глубин недобитого тоннеля доносился его громкий плач, а иногда даже вой.
В холодное осеннее утро тело Джузеппе нашли в одной из недостроенных штолен. Он выстрелил себе в висок. Под вечер шахты сошлись. Они образовали собой идеально прямую линию: стоя у входа в этот километровый проём, можно видеть свет в конце тоннеля. С тех пор, как гласит молва, каждую полночь в тоннеле Половинный бродит мастер Джузеппе. Проверяет на прочность своды, стучит путевым молотком по рельсам, шпалам и головам путников, рискнувших в сей поздний час пройти через его храм. А таковых находится немало, ибо единственный поезд по прозвищу «матаня» проходит по «кругобайкалке» лишь дважды в день.
Туристов, любующихся видами природы и человеческой архитектурной мысли, много. Так что молоточек Джузеппе не сохнет.
Поход на Кругобайкалку
Теперь, собственно, история. Мы прибыли в порт Байкал, дабы всем юннатским кружком ознакомиться с флорой и фауной славного моря, пройдя шестьдесят километров по легендарной железной дороге — «Золотой пряжке России». Восторженные летом, свободой, палаткокостровой романтикой, мы радостно шли по заброшенной дороге из рыжих во ржавчине шпал. Здесь можно встретить байкальскую нерпу, выдру, ондатру. И это не считая бесчисленных птиц и разного рода мелких тварей, а также местных жителей. Благодаря свиданию с одним из них мы впервые услышали мрачную легенду о мастере Джузеппе. Да ещё как назло на ночлег мы остановились на краю тихой бухточки в полукилометре от входа в тот самый демонический тоннель.
Но с нами в походе были старшеклассники, заслужившие прозвище «слоны» — за трубный глас, большие размеры и высокомерие. А что считается высшей доблестью в семнадцать? Конечно же, они решили тоннель непременно навестить. Наши преподаватели вызвались возглавить группу. Нам, малышам, предлагалось остаться. Но остаться в лагере при таких обстоятельствах оказалось равносильно самоклеймению в трусости на всю оставшуюся жизнь. В половине двенадцатого мы тронулись в путь. Экспедиционное начальство, а также принявшие самый брутальный вид «слоны» возглавили процессию.
Замыкали колонну жмущиеся друг к дружке шестиклассники. Я нервно пытался шутить. И вот показался ОН. Каменный портал в «подземелье Аида». Циклопический вход в царство мрака и ужаса. Скептические голоса в авангарде зазвучали намного тише. Мы вошли. Непослушные ноги тяжело переступают по шпалам. С невероятным трудом мы углубляемся в шахту.
Но… с каждым шагом идти оказалось всё легче. На наших лицах проступили улыбки. «Слоны» уже вовсю шутят и хохочут.
— А что! — кричит кто-то. — Слабо нам пройти до конца? Смотрите, вон выход!
И действительно, мы замечаем свет впереди. «А давайте!» — подхватывает другой. И вдруг наваливается тишина.
Итальянская речь
Я ещё её не заметил. Облегчённо смеюсь, вот, мол, какие мы герои, оказывается! Но меня никто не поддерживает, и я осекаюсь. Тихо. Очень тихо. Не так, когда вдруг лопаются барабанные перепонки. Ощущение можно сравнить только самым нелепым образом. Как, например, если вы зачем-то забрались в Царь-колокол, а по нему неожиданно выстрелили из Царь-пушки. Представили каково? Так вот представьте, что при этом ЗВУКА НЕ БЫЛО!
Именно такое чувство вызвала воплощённая тишина. Оглушительная. А потом раздался ГОЛОС. Как будто кто-то вздумал поговорить с вами сквозь дырявый валенок. Иначе описать не могу. И голос этот был звонким. Звонким, мелодичным и пугающим до такой степени, что кажется, будто чья-то рука ледяными пальцами влезает в живот, раздвигает кишки и берётся за позвоночный столб, словно за поручень в автобусе. Я в ужасе осматриваюсь и натыкаюсь на пустые взгляды соратников. Они застыли на месте и слушают ГОЛОС.
Без всякого сомнения, звучит итальянская речь. Не в силах пошевелиться, мы слушаем неспешный монолог. Оратор спокоен, но слышно, что он пытается кого-то убедить. Язык, естественно, не знаком. Говорящий умолкает, но уже через мгновение мы слышим всё тот же голос, но интонации другие: визгливый, истеричный, самого себя накручивающий. И тут мы слышим СТУК. Стук идёт отовсюду. Он не отражается от сводов тоннеля — он исходит от них. Исходит ниоткуда и одновременно приближается! К стуку прибавляется звук ШАГОВ. Это становится последней каплей.
Отважный отряд охотников до привидений начинает отступать со всей доступной скоростью. Во главе отряда, как всегда, «слоны». Они бегут, не разбирая дороги, снося с ног своих младших товарищей. В том числе и меня. Я поднимаюсь и тут отчётливо понимаю, что оказался последним отстающим. ТАК я не бегал никогда! Нёсся, опережая ветер. Поток турбулентности за мной мог бы разрушить до основания небольшой городок. А когда за спиной раздался совершенно нечеловеческий, полный отчаянного безумия КРИК, мне пришлось превысить скорость света. Перепуганное до предела туловище Dadsonа поймали под утро в двух километрах от лагеря. Злополучный тоннель я преодолел на следующий день во сне. В поезде со странным именем «матаня».
Dadson: http://mistika.temaretik.com/