Древние наскальные рисунки, сделанные охрой, археологи Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) обнаружили в Северобайкальском районе Бурятии – на мысах Лударь и Красный Яр. По мнению специалистов, они повествуют об особом мировоззрении древнего человека.
Как сообщает пресс-служба университета, минувшим летом в ходе экспедиции было найдено три новых пункта, предположительно датированные бронзовым веком. Все композиции связаны одной схожей сюжетной линией: в рисунках угадывался образ человека с рогами – шамана с головным убором в виде оленьих рогов. Каждое изображение сопровождалось интересным двухполосным знаком.
- Скорее всего, его наносили на скалу жирной охрой при помощи двух пальцев руки. Что конкретно мог обозначать такой знак – предстоит выяснить учёным, – отмечают в вузе.
Как рассказал доцент кафедры истории и философии, сотрудник лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ Дмитрий Кичигин, поиск писаниц и петроглифов – очень трудоёмкий процесс.
- Во-первых, нужно осмотреть все плоскости, подходящие для нанесения рисунков. Как только обнаруживаешь что-то похожее на древнюю наскальную живопись, нужно намочить этот участок водой: подобные изображения очень плохо читаются. Пока рисунок не высох, надо успеть его сфотографировать – желательно под разными углами освещения, с применением масштабной линейки, – пояснил он. – Ещё одна важная часть работы – перевести рисунки со скальной поверхности на доступный в дальнейшей работе носитель. Для этого мы использовали обычную полиэтиленовую плёнку и маркер.
Охра, как и любое красящее вещество, имеет свойство со временем истираться и выветриваться. Кроме того, красный лишайник, которым покрыты скальники, часто даёт искажения в рисунке. Поэтому два человека, перерисовывая одно и то же изображение, могут получить разные результаты. Различия при этом наблюдаются не в композиции, а в деталях. Однако именно это зачастую и приводит к разным интерпретациям.
Все найденные петроглифы носят явный сакральный характер, отмечает Дмитрий Кичигин. С их помощью древние художники пытались вести диалог со сверхъестественными силами, от которых, как они считали, зависело их благополучие. Интересно и то, что большинство наскальных рисунков изображено на плоскостях, перед которыми имеется удобная площадка – по предположениям специалистов, на ней можно было собрать какое-то количество народа.
- Петроглифы – это очень специфические археологические объекты. Их сложно датировать и интерпретировать. Тем не менее, они служат очень ценным источником информации – с их помощью мы можем ближе познакомиться с особенностями мировоззрения и быта наших предков, – говорит Дмитрий Кичигин.
Фотоматериалы, полученные на мысах Лударь и Красный Яр, археологи ИРНИТУ будут сканировать и обрабатывать в специальных графических программах – чтобы получить более точные изображения и информацию.