Азия
5035

Тамчинскому дацану – 275 лет!

Дата Юбилея Тамчинского дацана переносится на 23 и 24 сентября

Фото: gusinfoto.ru

23 и 24 сентября состоятся празднования юбилея Тамчинского дацана. За 275 лет жизни дацана свое отражение нашли все исторические события нашей страны. Буудийская традиционная сангха России специально к юбилею подготовил подборку удивительных фактов, связанных со становлением и развитием не только Тамчинского дацана, но и всего буддизма России. 

Интересные факты о Тамчинском дацане 

• Место под строительство Тамчинского (Гусиноозерского) дацана указал первый Пандито Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев. 
• Более ста лет с 1809г-го по 1932 годы Тамчиснкий дацана был центром буддизма в Восточной Сибири, служил резиденцией высшего бурятского буддийского духовенства. 
• Тамчинский дацан «Даши Гандан Даржалинг» дал российскому буддизму девять Пандито Хамбо лам. 
• Отец 10 Пандито Хамбо ламы Дампила Гомбоева был великим ламой – йогином, поражавший современников своими способностями. По народному преданию, он три года находился в затворничестве на горе Нараста. Ему поставлен субурган недалеко от села Цайдам. 
• Яркий след в истории Тамчинского дацана оставил XII Пандито Хамбо Лама Даша Доржо Этигилов. В 1913 году он по специальному приглашению участвовал в праздновании 300-летия Дома Романовых и в освящении буддийского храма в Санкт-Петербурге. 
• На протяжении многих лет Тамчинский дацан был центром искусств, ремесел, книгопечатания и медицины. 
• Школа цанит (Чойра) Гусиноозерского дацана считалось главной в Забайкалье, факт обучения в которой открывал в дальнейшем путь к духовной и административной карьере. Школа действовала с 1861 года. 
• Несмотря на престижность обучения в Тибетских монастырях, занять должность в бурятском дацане можно было только после окончания школы хувараков Тамчинского дацана. 
• В Тамчинском дацане имелся специальный Мамба дуган, посвященный Будде врачевания Отоши. Эмчи ламы (медики) получали образование не только изучая Тибетскую медицину, они осваивали также европейское врачевание, составляли подробные описания лекарственных растений, применяли терапевтические и хирургические приемы. Эмчи ламы вели истории болезней своих пациентов. Нередко эти записи состояли из нескольких десятков томов. 


Фото: vbuddisme.ru

• В дацане была своя живописная школа, мастерская по изготовлению глиняных бурханов и столярная мастерская. 
• Ученики дацана, как и все штатные ламы, наделялись землей, сами обрабатывали, сеяли и убирали урожай. 
• Начало ксилографического книгопечатания в Забайкалье относится к первой половине 19 века. В реестре книг на монгольском языке, составленном Пандито Хамбо Ламой Ешижамсуевым совместно с монголистом А.В. Игумновым по запросу М.М. Сперанского, значится книга «Дара Эхын хорин нэгэн мургэл», напечатанная в Тамчинском дацане. 
• В одном из своих отчетов Пандито Хамбо Лама Дампил Гомбоев сообщал, что в Тамчинском дацане издавалось 97 наименований книг на монгольском и тибетском языках. 
• В годы репрессий после закрытия в 1938 году Тамчинского дацана сохранившиеся здания дацано использовались под разные назначения. Так, в главном храме Цогчен жили заключенные, строившие железную дорогу до Наушек. 
• В здании Чойра находился лазарет для больных, который, по воспоминаниям бывших заключенных, был всегда переполнен, «где почти ежедневно умирали несколько человек». 
• В декабре 1940 года власти приняли решение о размещении в дацане филиала Антирелигиозного музея. Но это решение так и осталось на бумаге. 
• После ликвидации лагеря для заключенных монастырские здания приспособили под сельскохозяйственную школу и жилье. Часть построек была снесена или разобрана, разрушены Субурганы и Барабаны Хурдэ, исчез Оленный камень – «Алтан Сэргэ». 
• Оленному камню «Алтан Сэргэ» (Золотая коновязь), который являлся непременным атрибутом Мистерии Цам, более 3300 лет.


Фото: encycl.chita.ru

• 10 ноября 1928 года состоялась премьера фильма «Потомок Чингисхана» режиссера Всеволода Пудовкина, где зафиксировано проведение Мистерии Цам на территории Тамчинского дацана. 
• В 2005 году в дацан из Монголии был привезен канон буддизма «Ганджур». 
• 17 июля 1991 года восстановленный и возрожденный дацан посетил Его Святейшество Далай-лама XIV. В присутствии многих тысяч верующих он совершил торжественный молебен. Это были незабываемые дни для всех верующих… 
Современная история Тамчинского дацана складывается из событий и деяний, направленных на возрождение и сохранение духовных традиций бурятского народа. Он овеян той славой, которая, несмотря на трагические события, по сей день притягивает к себе людей разных поколений и вероисповеданий, ученых и политических деятелей.
история Тамчинского дацана
Тамчинский дацан «Даши Гандан Даржалинг»
Гусиноозерский (Тамчинский) дацан, основанный в 1741 году на юго-западном берегу Гусиного озера, в течение столетия был центром буддизма Российской империи. В 1783 году он стал официальной резиденцией главы буддистов пяти левобережных селенгинских дацанов, а с 1809 года по 1932-й — резиденцией Пандито Хамбо лам всех бурятских дацанов России. 
Первоначально большую войлочную юрту-кумирню поставил в долине, заполненной сегодня водами Гусиного озера, буддийский священник Ахалда Жимбаев, прошедший полный курс обучения в Монголии в 20-х годах ХVIII века. Из-за наводнения кумирню решено было перенести. Место под строительство Тамчинского (Гусиноозерского) дацана указал первый Пандито Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев. 
Яркий след в истории Тамчинского дацана оставил Даша-Доржо Этигилов, Драгоценное Нетленное Тело которого сегодня является одной из трех святынь российского буддизма наряду с Зандан Жуу и Атласом тибетской медицины. Весной 1911 года Даши-Доржи Этигелов был выдвинут из десяти кандидатов на пост Пандито Хамбо ламы. В 1913 году он по специальному приглашению участвовал в праздновании 300-летия Дома Романовых и в освящении буддийского храма в Санкт-Петербурге. Пандито Хамбо лама Этигелов был участником II общебурятского съезда, проходившего в Гусиноозерском дацане в июле 1917 года. Именно Даша-Доржо Этигелов после вступления в должность указал место, где были спрятаны личные вещи Пандито Хамбо ламы Заяева. Для всех это стало неоспоримым доказательством того, что новый Пандито Хамбо лама является перерожденцем первого. 
Со времени основания Тамчинского дацана ему покровительствует божество — Богиня Балдан Лхамо, основной сахюусан (Главный Хранитель) дацана, место обитания которой — священная гора Бурин-хан. 
В 1772 году комплекс Гусиноозерского дацана состоял из главного двухэтажного храма и четырех малых. В период между 1790-м и 1820-м годами произошла замена существовавшего ранее сравнительно небольшого здания на более крупное. Это было связано с тем, что соперничество между Цонгольским и Гусиноозерским дацанами, длившееся около 50 лет, завершилось в пользу последнего. Именно тогда, в 1783 году, Гусиноозерский дацан стал резиденцией официального главы буддийского духовенства и дацанов, расположенных по левой стороне реки Селенги, а с 1809 года ему были подчинены и все остальные бурятские буддийские монастыри. 
Огромная роль Тамчинского дацана «Даши Гандан Даржалинг» в распространении буддизма подтверждается тем, что он дал российскому буддизму плеяду Пандито Хамбо-лам. Это первый Пандито Хамбо лама Д.Д. Заяев, Жинбэ Ахалдаев, Дэмчиг Ешижамсуев, Гаван Ешижамсуев, Данзан Чойбон-Доржи Ешижамсуев, Галсан-Чойроп Ванчиков, Дампил Гомбоев, Намжил Лайдапов, Цынгунжап Баниев, Данжаа Мункожапов. 
В декабре 1823 года монастырский комплекс состоял из 11 сумэ, десять из которых были расположены квадратом на одинаковом расстоянии друг от друга. Главный храм находился в центре. В 1870 году взамен деревянного Цогчен дугана был построен трехэтажный, первый этаж которого был каменным, а два верхних — деревянные. Цогчен дуган Тамчинского дацана стал первым образцом нового типа храма в бурятском культовом зодчестве, положив начало второму поколению бурятских дацанов. 
В Гусиноозерском дацане помимо Цогчена и Чойры было еще 17 храмов, посвященных особо почитаемым Буддам, бодхисаттвам и дармапалам. Один из них – дуган Деважин, построенный в 1890-х годах для размещения в нем модели «Рая Сукхавати». В начале 1970-х годов дуган был перенесен в Этнографический музей на Верхней Березовке в Улан-Удэ. Дуган Аюши посвящен культу Бодхисаттвы долголетия Аюши (Амитаюс). В 1962–1963 годах он был реставрирован, а в 1973-м перевезен в Новосибирск для размещения в Историко-архитектурном музее СО АН СССР. В 1990 году дуган Аюши был возвращен и восстановлен на прежнем месте. 
При Гусиноозерском дацане существовала школа, узаконенная «Положением о ламайском духовенстве Восточной Сибири 1853 года». Занять должность в бурятском дацане можно было только после ее окончания. С 1861 года в Гусиноозерском дацане открылась школа цаннит (Чойра), которая считалась главной в Забайкалье и подчинялась «образцам ведущего монастыря монгольской традиции» — Гоман-цаннит 


Фото: справочниктуриста.рф

В Гусиноозерском дацане имелся специальный Мамба дуган, посвященный Будде врачевания Оточи. Эмчи-ламы (медики) получали образование, не только изучая тибетскую медицину, они осваивали также европейское врачевание. За помощь в переводе знаменитого медицинского трактата «Чжуд-ши», оказанную ламами Гусиноозерского дацана А.Позднееву, многие из них были награждены золотыми и серебряными медалями. 
Достопримечательность Тамчинского дацана — каменная стела с выбитыми на ее гранях изображениями оленей. Оленный камень из древних захоронений, привезенный из Монголии, служил коновязью, когда бурханы приезжали на грандиозное религиозное представление Цам. В смутные времена он исчез и считался безвозвратно утерянным. Но позднее оленный камень «Алтан Сэргэ», насчитывающий более чем 3300-летнюю историю, был найден и восстановлен на территории дацана. 
17 июля 1991 года — особая страница в истории Тамчинского дацана. В этот день возрожденный буддийский храм посетил Его Святейшество Далай-лама XIV, прибывший на празднование 250-летия признания буддизма Российским государством. В присутствии многих тысяч верующих он совершил торжественный молебен. 
21 августа 2005 года, после семидесятилетнего перерыва, в Тамчинском дацане состоялся трехдневный хурал-молебен «Ганджур». 
За минувшие годы ламы Тамчинского дацаны во главе с Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым провели молебны и освятили на селенгинской земле несколько субурганов, посвященных Пандито Хамбо ламам. В 2006 году большой молебен в Ацуле был посвящен 195-летию Пандито Хамбо ламы Галсан-Чойропа Ванчикова. Построен субурган на месте Ацайского дацана. 
Важное по значимости событие состоялось 24- 25 мая 2007 года в местности Талын Харгана. Ламы Тамчинского дацана под руководством Пандито Хамбо ламы Д.Аюшеева освятили место ухода в другое рождение Пандито Хамбо ламы Даржа Заяева. Здесь в 2008 году был возведен субурган памяти первого Пандито Хамбо ламы Д.Д. Заяева, а в 2012-2014 годах благодаря финансовой помощи Президента России В.В. Путина возведен Дворец Белой Тары.
Сегодня путь к храму стала короче благодаря асфальтированной дороге длиной 17 км, построенной на средства, выделенные Президентом России В.В. Путиным в итоге визита в Иволгинский дацан. Перед началом ее строительства в июне прошлого года в селе Цайдам, неподалеку от Тамчинского дацана, состоялся cпециальный хурал, который провели ламы Иволгинского и Тамчинского дацанов под руководством Дид Хамбо ламы Д. Очирова, где прозвучала великая молитва почитания Хамбо ламы Этигэлова. 13 ноября минувшего года дорога была торжественно сдана, что стало событием не только для жителей поселка Гусиное Озеро.

Автор: Редакция INFPOL.RU

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях