По этому поводу ходят самые разнообразные домыслы, а в сети появляются даже видеоролики со скрытой съёмкой подкупа избирателей. Некоторые СМИ публиковали даже возможные схемы реализации скупки. Мы пригласили эксперта, много лет проработавшего в предвыборных кампаниях, чтобы понять — насколько опасна скупка голосов и реально ли провернуть этот механизм в Бурятии?
Влад, полевой технолог. Работает по Улан-Удэ с 2010 года.
Как попали в профессию?
Это не мой основной род деятельности. Но на выборах 2011 года нужны были люди, способные организовать работу мобильных отрядов. Тогда много было всяких задач. Я предложил свои услуги одной из партий и смог грамотно организовать несколько акций по зачистке «вражеской» агитации, а также организовал скупку газет оппонентов. На этом и заработал себе баллы опыта.
Что значит «полевой технолог», в чем отличие от «политтехнолога»?
Различия есть, хотя иногда они стираются. Всё зависит от того, насколько богат заказчик избирательной кампании. Обычно полевой технолог занимается организацией работы на местах, то есть непосредственно там, где проводится агитация и организует тех, кто проводит агитацию. Начиная от организации групп по раздаче агитационной продукции — так называемых «пикетов», расклейкой плакатов и заканчивая «спецакциями», о которых здесь, наверное, говорить неуместно. Кроме того именно «полевики» отвечают за закрепленные территории, будь то район или даже несколько. За распространение там продукции своего кандидата, зачистку от продукции оппонентов. Это в идеале. На практике же часто полевики работают и как журналисты, и как идеологи, и как бригадиры сети.
И всё же, что значит «спецакция»?
Ну, например, висит агитация от «вражеского» кандидата на официальных местах — досках объявлений в подъездах. На тумбах по городу. Организуем акцию — за ночь все эти плакаты заклеиваем рекламой типа «Купим волосы» и прочим бредом. Это ещё и людей злит, что мусора много образуется у подъезда. Или «зачистка» — проходим по подъездам, вытаскиваем из ящиков газеты оппонента, сваливаем в кучу на полу. Это самые простые вещи. Бывают и сложнее — организовать скупку тиражей оппонентов. Для этого уже нужно организовывать сеть двойных агентов, которые устроятся на работу разносчиками газет и листовок в штаб оппонента, а затем приносят большую часть тиража тебе. Это какие-то самые понятные вещи.
Это же не совсем законные методы?
Некоторые вполне законны — вроде той же скупки чужих газет. Некоторые не очень в раках закона. Но если клиент платит большие деньги, то они компенсируют даже возможную административную ответственность.
А что касается «скупки голосов». Такая услуга есть в прайсе?
Такая услуга может быть в прайсе, если с клиентом устанавливаются тесные отношения в плане оплаты и размеров этой оплаты. Никто не будет браться за такой проект, если нет значительного финансового ресурса. Дело не в том, сколько отдавать «за голос». Гораздо дороже стоит сама организация схемы «скупки». Полиция при этом заботит меньше всего. При грамотной организации процесса, доказать сам факт подкупа избирателя очень сложно.
Получается, позволить себе скупку может только кандидат или партия с большими деньгами?
Конечно. Ну и тут стоит говорить именно о кандидате. Партии организация «скупки» невыгодна, так как чем больше человек «в теме», тем меньше шансов, что это не вылезет наружу. И если кандидат он от конкретной местности, и репутация будет испорчена только у него, то в случае с партией будем подмочена репутация по всей России. Так что я не сталкивался с партийной скупкой.
Сейчас много слухов ходит по Бурятии относительно того, что один из кандидатов планирует скупку голосов избирателей. Это действительно так?
Я не могу назвать имена людей, но, скажем так, мои коллеги вполне могут организовать здесь этот процесс.
А какие могут быть схемы? Ну, предположим, если бы Вы сами организовывали скупку?
Ну, вариантов несколько.
То есть?
То есть — можно ли им под видом скупки впарить организацию обычной мобилизационной агитации или так называемого «привода». Это когда мы находим людей, так называемых «бригадиров», которые подбирают людей, проводят с ними работу, уговаривают или иными способами действуют, чтобы они голосовали за нужного кандидата. Скажем я знаю, что на этих выборах таким бригадирам дают по 5 тысяч за привод 25 человек. Но самим людям, которые голосуют, ничего не платят. Все деньги оседают в карманах организаторов сети. А клиенту «втирают», что деньги ушли людям. Проверить эту схему практически невозможно. Как и невозможно понять, кто как голосовал на самом деле. Я знаю, что сейчас сразу несколько крупных бригадиров в Бурятии ведут торги за свои сети и списки. Но это тупо развод клиента на деньги. Люди зарабатывают на богатом заказчике.
А какие схемы проверяются?
Гораздо эффективнее работает схема, когда деньги напрямую даются человеку за голос. А проверить можно разными путями. Самый простой — запугать человека, переписать его паспортные данные. Такой способ работает с людьми маргинальными. Сегодня в городе за голос каждому маргиналу платят 300 рублей. Для заказчика называют сумму — 500. Можете сами посчитать, сколько денег просто крадётся. А вот для нормальных людей такая тема не «прокатит». Здесь умнее работают. Например, просят сфотографировать бюллетень с галочкой в нужном месте и сразу после выхода с избирательного участка эту фотку показать. Но предварительно все равно списки таких «купленных» голосующих делают. Это для клиента. За такой голос цена уже выше. Сейчас в Улан-Удэ студентам обещают 500 рублей. Или ещё кандидат может выставить своих наблюдателей на тех участках, куда придут «заряженные» избиратели. У наблюдателя заранее будет список тех, кто должен прийти.
Это всё реализуется на текущих выборах?
Есть такие сведения. Скажем так, в этой избирательной капании есть кандидат, который может себе позволить массовую скупку голосов ради победы — финансы позволяют.
И сколько нужно купить голосов, чтобы выиграть выборы в Бурятии?
Если у кандидата не слишком высокий рейтинг, то будет нужно не менее 90 или 100 тысяч голосов. Это весьма много как по финансам, так и по организации. Но реализовать можно всё — были бы деньги и желание. Понимаете, самое главное для тех, кто готов покупать голоса, это чтобы как можно меньше людей пришло самостоятельно, по своей воле. То есть, чем меньше реальная явка, тем больше шансов у скупщиков протащить своего кандидата.
Например, вбить в сознание людей, что выборы нечестные, что всё уже решили за них. Чем активнее распространять слухи о том, что применяются административные ресурсы, что всё уже решено заранее, что на выборы гонят принудительно, тем больше к таким выборам возникает отвращения у простых людей. И в итоге человек в воскресенье лучше останется дома или поедет на природу, а на участки приведут купленных избирателей.
Получается, что самый эффективный способ бороться против скупки — это обязательно идти на выборы и голосовать, как душа велит?
Да. Звучит банально, но это именно так. При максимальной явке вес купленного голоса существенно теряется. Именно поэтому одновременно с организацией скупки также заряжаются громкие скандалы, связанные с выборами. Чтобы отвлечь внимание от темы подкупа, и чтобы добиться минимальной явки. Поэтому, если вы действительно хотите честной победы кого-то из кандидатов, то на этих выборах я бы рекомендовал не сидеть дома, а идти и голосовать. Иначе можно на 5 лет лишиться нормального представителя Бурятии в Думе. А это может иметь очень и очень печальные последствия для всей республики, как экономические, так и политические.
Спасибо за возможность побеседовать!