Моя бабушка родилась в 1893 году, она знала очень много старинных сказок про добро и зло, про духов, про сильных духом лам. В основном ее рассказы были про лам. О том, как они помогали людям, учили грамоте одаренных мальчиков. И те становились хувараками, а некоторые из них могли бороться с нечистой силой.
Когда я была маленькой, бабушка учила меня: выходя из дома, всегда насухо вытирай рот, не ешь на улице, не побрызгав вокруг себя. Никогда не садись под одинокое дерево, не заглядывай в щель забора. Никогда не сплетничай, не складывай руки на груди, не подбоченивайся. В сумерках не зови людей по именам, потому что всегда вокруг нас находятся невидимые духи. Если выйдешь с остатками пищи на губах, то голодный дух оближет тебя и вскоре на лице появятся язвы и болячки. Под одинокое дерево всегда заселяются духи, которые могут тебе навредить. Когда зовешь человека в сумерках по имени, дух вселится в него.
А когда на земле рождается великий лама, то злые силы начинают беспокоиться и стараются сделать такое зло, чтобы люди болели и страдали. Об этом ее первая сказка про злого духа.
История про злого духа
В одном селении жил мальчик-сирота. Родители рано умерли, воспитывали его родственники. Он рано начал работать, пасти скот и всегда говорил родственникам, что хочет поехать учиться на ламу. Мало кто верил в него, с великим трудом пошел он в послушники в дацан. Видя его усердие и в учебе, и в вере, настоятели отправили в Тибет.
Прошло много лет, он вернулся домой. И тогда, по всеобщему признанию, он стал одним из лучших лам. Однажды во время Сагаалгана лама много времени проводил в дацане на молебнах. Приходил домой очень поздно. А жил он один в маленьком доме.
Как-то раз он шел домой и, подходя к своему скромному жилищу, с удивлением заметил, что там горит лампа и из трубы идет дым. Кто-то топил его печь. В доме было тепло и царил приятный запах вкусной еды. Кругом был порядок — кто-то подмел пол и убрался. Он, конечно, был поражен, но не подал виду. Лама понял, что тут что-то не так. Кто-то невидимый двигается по дому. Незримое существо пододвинуло к нему столик, на стол поставило еду. И тут лама догадался, кто в его доме. Поев, он сказал: «Чего ты боишься? Покажись!». Перед ним показалась молодая девушка с красивым лицом и в прелестном одеянии. Лама сразу же сел на свое место и начал как всегда читать молитвы, зажег благовония. Девушка во время молитв молодого ламы кричала, визжала, меняя самые ужасные образы. Но лама был спокоен и не обращал никакого внимания. Так прошла ночь.
Утром в дацане он рассказал шэрээтэ-ламе об увиденном. Тот собрал всех лам, и священнослужители решали, как изгнать из дома молодого ламы злой дух. Главный настоятель дацана посоветовал: надо отправить эту женщину-шулмас к Сагаан Убгэну, который изгоняет таких духов.
Прошло несколько дней, дух так и живет с ламой, не дает покоя ни днем, ни ночью. Настоятель дацана предупредил молодого ламу: «Когда ты будешь ее отправлять, она будет плакать, в ногах валяться, чтобы ты передумал и дал другое поручение».
Придя вечером домой, лама видит — дух смиренно сидит у него дома и хочет любое его желание исполнить. «Золота, серебра хоть откуда принесу, только закажи», — говорит женщина-шулмас.
Молодой лама говорит ей, что она должна один золотой волос украсть из бороды Сагаан Убгэна и принести ему. Она в ужасе упала перед ним со словами: «Только не это! Давай любое другое поручение!».
Но лама был непреклонен — только золотой волос из бороды. Три дня она плакала, ревела, рвала на себе одежду, только чтобы лама передумал. Но он стоял на своем. Кое-как она согласилась, но поставила ему условие:
«Когда я буду возвращаться, пусть двери дома будут настежь открыты. Из крови черной кошки сделай мне напиток, из экскрементов бешеной черной собаки сделай благовоние. Окури весь дом и жди меня!».
Лама дал согласие. Проходит три дня. Все ламы дацана собрались у дома, где жил злой дух, и стали читать молитвы, освящать местность белым молоком. Из священной ая-ганги зажигали благовония.
Тут внезапно в небе прогремел гром и сверкнула молния, небо почернело. Освещали все вокруг только зажженные лампады. В небе показалась точка. Сперва она была маленькой, но приближалась очень быстро. И люди вокруг увидели, как с истошным криком на бешеной скорости летит на них косматая страшная женщина. Она вопила: «Что ты наделал! Просила ведь! Черной крови!».
А за ней летит Сагаан Убгэн в белой одежде. Он взмахнул золотой палицей и поверг нечистую одним взмахом. Она рассыпалась на мелкие частички и исчезла. Сразу стало светло, черные тучи ушли, запели птицы. Счастье и покой вернулись в дома людей и сердца верующих людей.
Череп
В давние времена жил мальчик-пастух. Пас он как-то в степи скот и нашел человеческий череп, побелевший от дождей и снега. Долго рассматривал его и думал, что бы с ним поделать, как его использовать. Нарвал дикий лук мангир и начал набивать челюсть черепа. И, смеясь, спрашивает: «Гашуун байну?» («Горько тебе?»). И тут череп заговорил: «Гасун байна-а!» («Горько!»). В страхе мальчик отбросил череп и ускакал на коне подальше от этого места. Но череп покатился за ним и с тех пор не оставлял мальчика ни днем, ни ночью.
И не знал мальчик, как избавиться от него. Все в округе, увидев мальчика и череп, в ужасе разбегались в разные стороны. Он прятался от своей страшной находки, уезжал на коне в другую местность. Но череп все равно катился за ним. Тогда мальчик пошел на хитрость. Он заметил, что, как снимет седло с коня, череп остается рядом с ним.
Знал как будто, что без седла наездник никуда не ускачет. Пастух три дня выезжал в степь и ночевал под открытым небом, череп находился рядом с седлом. Мальчик спал, сделав из седла изголовье. И череп охранял седло.
На четвертый день на рассвете мальчик сел на коня без седла и ускакал. Череп остался. И до сих пор где-то в степи череп охраняет его седло. Только таким образом находчивый пастух избавился от неприятного соседства.