В распоряжении «Коммерсанта» оказался финальный вариант поправок Минфина к закону об ОСАГО. Обсудить их планируется на совещании с Центробанком, которое состоится уже завтра, 16 сентября. Согласно документу, всех автовладельцев страны, в том числе и из Бурятии, ждут глобальные изменения.
Три класса
Во-первых, страховые полисы в зависимости от страховой суммы разделят на три вида – «экономпакет» (с лимитом в 400-500 тысяч рублей), «стандартные» (до 1 миллиона) и «премиум» (до 2 миллионов). Водитель вправе выбрать любой вариант, но за такие расширения потребуется доплатить. А размер этих выплат, по мнению Минфина, должен установить Центробанк.
Кроме того, федеральное ведомство хочет аннулировать коэффициент мощности автомобиля при расчёте цены полиса. Напомним, сейчас он составляет от 0,6 (для автомобиля мощностью до 50 лошадиных сил) до 1,6 (свыше 150 л. с.). Одновременно предлагается ввести новый коэффициент нарушений ПДД – за езду в пьяном виде, проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 40 км/час и пересечение двойной сплошной. Также страховщики на своё усмотрение смогут учитывать такие факторы как аккуратность и агрессивность вождения.
«Ъ» отмечает: регулятор считает поправки избыточными. Защитники же автомобилистов ожидают, что компании начнут «насаждать» продажи премиальных полисов.
В поправках к закону предусмотрены и надбавки за сообщение страховщикам заведомо ложных сведений, повлиявших на снижение цены полиса, а также за «умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков». Величина новых коэффициентов в поправках не указана: тарифным органом в ОСАГО является Центробанк, который своим указанием устанавливает параметры цены полиса.
Ремонт вместо выплат
Часть поправок посвящена замене денежной выплаты в ОСАГО ремонтом автомобиля. Потерпевшим будет предложен выбор сервиса по согласованию со страховщиком – из числа станций, с которыми у компании заключены договоры. При этом страховщик несёт ответственность за ремонт. В акте приёма-передачи устанавливается гарантийный срок на работы – «не менее двух месяцев». Доплачивать за установку новых запчастей автовладельцу не придётся.
Согласно тексту проекта, регулятор устанавливает требования к организации восстановительного ремонта. В их числе – приближенность сервиса к месту жительства потерпевшего или к месту ДТП, сроки ремонта, режим работы станции техобслуживания, «использование современных технологий восстановительного ремонта» и методы диагностики.
Удар по автовладельцам?
Из финальной версии проекта исчезла новелла о многолетних полисах ОСАГО, которой сопротивлялось страховое лобби. Как ранее заявлял президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, при заключении, к примеру, трёхлетнего договора в случае скачка цен, девальвации или ревальвации рубля пришлось бы пересчитывать цену полиса. А это неудобно.
По сведениям «Коммерсанта», в Центробанке столь кардинальным переменам в ОСАГО не рады. Там считают, что за глобальностью изменений не удастся провести в осеннюю сессию Госдумы поправки, подготовленные по поручению президента – о замене денежной выплаты ремонтом.
- Избыточность инициатив может стать якорями, которые утопят проект, – отмечает собеседник издания, знакомый с позицией регулятора.
В Российском союзе автостраховщиков «Ъ» заявили, что финальный вариант поправок не видели и что приоритетными для страхового сообщества являются замена денежной выплаты ремонтом и борьба с мошенниками.
По информации издания, на одном из последних совещаний в Минфине страховое лобби противилось исчезновению коэффициента мощности, приводя в пример частоту страховых случаев с автомобилями до 50 лошадиных сил – 6 % от общего числа со средней выплатой 22 тысячи рублей и 7 % с автомобилями мощностью свыше 150 л. с. и средней выплатой 29,2 тысячи рублей. Кроме того, представитель страховщиков настаивал на праве компаний самостоятельно устанавливать размер доплаты за расширение стандартного полиса.
Без вариантов
В свою очередь, защитники автомобилистов изменения Минфина оценивают положительно. Однако они высказывают опасения, что и в реформированной таким образом «автогражданке» автовладелец останется внакладе.
- Выбор страховых сумм – явление положительное. Но есть вероятность, что страховщики начнут работать в духе «бланков стандартных полисов нет, покупайте только премиальный пакет», – считает глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.
Кроме того, по его словам, новые коэффициенты позволят страховщикам увеличивать стоимость полиса до максимального предела. В поправках максимальная цена полиса – это пятикратный размер базовой ставки тарифа.
- При нынешнем уровне развития страховщиков это недопустимо, – считает Тюрников. – Ответственность страховщика за сроки ремонта и его качество – это хорошо, но насильственное насаждение ремонта, отсутствие выбора «деньги или ремонт» – по-прежнему плохо».
Пока же ситуация с полисами ОСАГО в Бурятии, как и во многих других регионах, остаётся напряжённой. Как уже сообщал infpol.ru, сотни улан-удэнских водителей не могут оформить страховку. Прогноз специалистов неутешителен. Возможно, к концу года, страховых компаний станет ещё меньше, что повлечёт за собой очереди и рост стоимости ОСАГО. В сложившейся ситуации автоюристы рекомендуют обращаться с письменным заявлением в Нацбанк: с августа прошлого года антимонопольная служба передала регулирующие полномочия в этой сфере Центробанку. А в ГИБДД в случае отсутствия страховки автолюбителям советуют отказаться от поездок на автомобиле и пересесть на общественный транспорт.
В итоге водители разделились на три лагеря. Одни готовы переплачивать за ОСАГО, другие в поисках более дешёвых вариантов покупают подделки, а кто-то и вовсе садится за руль без «автогражданки», рискуя нарваться на административный штраф от ГИБДД.
Отметим, такая же ситуация сложилась в республике два года назад. Вмешаться в неё пришлось властям Бурятии. В начале июня стало известно, что автовладельцы имеют право не только отказаться от навязанной страховки в течение первых пяти рабочих дней после заключения договора, но и вернуть потраченные на неё деньги. Главное, чтобы за это время не произошло страхового случая. Как отмечает РБК, законодательство и раньше запрещало обязывать клиентов заключать договор добровольного страхования для оказания какой-либо услуги. Однако доказать, что страховка была навязана, довольно сложно.