О намерениях соседнего государства создать собственные ГЭС стало известно четыре года назад. Тогда Всемирный банк выразил готовность профинансировать проект MINIS по развитию инфраструктуры горнорудной промышленности. Речь шла как минимум о двух гидроэлектростанциях – на самой Селенге и на её притоке – реке Орхон. Таким образом монголы планировали решить проблему энергодефицита.
В 2013 году появился еще один проект – на реке Эгийн-Гол, который обещал поддержать Китай. Монголия по какой-то причине предпочла не сообщать о нём России, хотя подобного рода договорённости существуют между странами с начала 2000-х. Но что строительство объекта (который, к слову, считается одним из самых опасных) стартовало, в соседнем государстве не отрицали.
В мае Всемирный банк решил приостановить финансирование гидроэлектростанций на Селенге и Орхоне. А вскоре под вопросом оказалось и строительство Эгийнгольской ГЭС – в Поднебесной не стали поддерживать этот проект из-за претензий со стороны России. В Минприроды решение Китая назвали ответственным и выразили готовность помочь соседям решить проблему энергодефицита, увеличив экспорт электроэнергии.
Чем может обернуться реализация этих проектов, на минувшей неделе в интервью проекту #СпасиБайкал рассказал директор Бурятского регионального отделения по Байкалу Сергей Шапхаев. А накануне «Восточно-Сибирская правда» опубликовала очередное интервью, посвящённое монгольским ГЭС.
«Вы там между собой разберитесь»
Как рассказал изданию известный российский эколог, координатор международной коалиции общественной организации «Реки без границ» Евгений Симонов, финансирование по строительству гидроэлектростанции на Эгийн-Гол китайцы «заморозили» после обращения ряда общественных организаций, в том числе и российских.
- Заморозка продолжается с пожеланием: «Вы там между собой разберитесь – что вы считаете допустимым, а что нет...». То есть они просят провести нормальную оценку последствий реализации проекта для лежащих ниже территорий. Пока не будет согласия между Россией и Монголией, проект дальше продвигаться не будет. По этой же причине остановлены и подготовительные работы, на которые был отдельный контракт с китайской компанией «Гэджоуба», – поясняет Симонов.
Другие ГЭС, по его словам, находятся под пристальным вниманием инспекции Всемирного банка – благодаря жалобам россиян и жителей самой Монголии.
- Для них предполагается разработать технико-экономическое обоснование и оценку воздействия (ОВОС) на окружающую среду. Работа двигается медленно, монголам приходится соблюдать все правила. Их убедили, что придётся проводить общественные слушания по техническому заданию на ОВОС на территории России. На это ушло три года, за которые они ничего по проектам не сделали, но упорствовали в своих намерениях, – отмечает эколог.
В ожидании письма
Напомним, ещё в конце июля глава МИД России Сергей Лавров обратился к властям Бурятии с просьбой посодействовать в организации слушаний по монгольским ГЭС. Они должны состояться на территории республики и в соседнем Приангарье уже этой осенью. Власти республики, в свою очередь, пообещали привлечь к обсуждению широкий круг жителей, общественников и экспертов. Но, как выяснилось, мероприятие оказалось под угрозой срыва.
- Будут ли слушания – по сей день вопрос. Банк требовал провести их до продления сроков проекта MINIS. Сейчас проект продлён лишь на год. Процесс оценки с учётом трёх этапов слушаний и тендеров потребует трёх лет работы, – говорит Евгений Симонов.
Он подчёркивает: монгольская сторона должна организовать мероприятие не только согласно своему законодательству и правилам Всемирного банка, но и в соответствии с законами России.
- Монгольские власти, а точнее, проект MINIS, должен направить властям российских регионов письмо: «В связи с тем, что наш проект затрагивает территорию ваших регионов, мы хотим провести такие-то действия…». Это соответствует как нормам Всемирного банка, так и ряду международных правил «хорошего тона». В нашей стране принято, что слушания проводят местные власти по просьбе инициаторов проекта – как правило, это власти сельских поселений либо районов, – подчёркивает эколог. – Учитывая масштаб и международный характер проекта, в этой роли могут выступать и подразделения региональных администраций. Никто не запрещает.